О практике регламентации весенней охоты

26 октября 2016 года

В Примерных правилах производства охоты и ведения охотничьего хозяйства (1951)[2], а также в Типовых правилах производства охоты, ведения охотничьего хозяйства и заготовки продукции (1957)[3] не содержалось каких-либо директивных указаний, касающихся вопросов регулирования весенней охоты. В Типовых правилах охоты в РСФСР (1961) было указано, что «возможность открытия весенней охоты ежегодно рассматривается Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР совместно с облисполкомами, крайисполкомами и Советами Министров автономных республик, в зависимости от состояния запасов пернатой дичи и организации охраны охотничьих угодий»[4]. Следующие Типовые правила охоты в РСФСР (1974) указывали, что «возможность и порядок проведения весенней охоты на пернатую дичь определяется Главохотой РСФСР, исходя из её запасов»[5].

Действующие ныне Типовые правила охоты в РСФСР (1988) содержат специальный раздел «Охота на пернатую дичь». Весной разрешаются следующие виды охот: на самцов глухарей на току, на токующих самцов тетеревов из укрытия и с подхода; на вальдшнепов на вечерней и утренней тяге; на селезней уток из укрытия; на гусей из укрытия. Перечень видов охот и конкретные сроки охоты устанавливаются перед каждым сезоном приказами начальников охотуправлений субъектов РФ[6].

Таким образом, на глухарей дозволен лишь один способ охоты – на поющих петухов путем подхода к ним «под песню», хотя, при хорошем знании тока, охота возможна и из укрытия (шалаша). Не конкретизировано и время охоты. Например, самцы глухаря обыкновенного прилетают на ток вечером и некоторое время токуют, но не так азартно, как утром. Вечером «подойти» к глухарю и особенно определить его местонахождение значительно сложнее. С наступлением ночи пение прекращается и возобновляется на рассвете почти в полной темноте. Поэтому традиционно распространена охота на глухаря именно на утренней заре, когда к глухарю в темноте, в сумерках подкрадываются, передвигаясь лишь под определенные колена (части) его песни. После удачного подхода к токующему глухарю на близкое расстояние охотникам часто приходится ждать рассвета, чтобы с достаточной для выстрела точностью определить местонахождение поющей птицы.

На тетерева дозволены два способа охоты – на токах из укрытия и с подхода (фактически – подползания). Также не конкретизировано – на утренней или вечерней заре. Традиционно в большинстве регионов распространена охота лишь на утренних тетеревиных токах. Охоту с подхода и на вечерних токах в настоящее время, как правило, не дозволяют.

Типовые правила дозволяют на вальдшнепов охоту весной только на тяге (вечерней и утренней); другие способы (например, с подхода и т.д.) запрещены. Формулировка «на тяге» предполагает отстрел лишь самцов вальдшнепов. Во многих регионах без указания на какие-либо основания разрешают охоту лишь на вечерней тяге.

Охоту на селезней (т.е. на самцов) уток Типовые правила разрешают лишь из укрытия, но не конкретизируют способы охоты (с подсадными, с чучелами, с манком и т.д.). Способы охоты на гусей также не конкретизированы, но охота может вестись лишь из укрытия, причем как на самцов, так и на самок, поскольку их зачастую сложно различить.

Первоначальная редакция Типовых правил охоты в РСФСР (1988) предусматривала, что весенняя охота разрешается продолжительностью не более 10 календарных дней на конкретный вид дичи[7]. Такая формулировка позволяла раздвигать временные рамки весенней охоты, устанавливая разные сроки ее проведения на разные виды дичи. Затем приказом Главохоты РСФСР от 26 апреля 1990 г. № 146 была введена новая редакция этого пункта правил: «Весенняя охота может разрешаться на срок не более 10 дней на все виды охоты одновременно»[8].

Это вызвало значительные неудобства. Срок проведения весенней охоты на ту или иную дичь должен устанавливаться исходя из конкретных условий данной местности и данного хозяйства, пишет П.Летицкий. Для Сосновского государственного лесоохотничьего хозяйства Ленинградской области он считает наиболее приемлемыми следующие сроки: на глухаря и тетерева – с 20 апреля по 1 мая, на вальдшнепа и селезня – с 1 по 10 мая[9]. Иными словами, при одновременном открытии десятидневной охоты, срок охоты на тот или иной вид дичи изначально будет неудачным (неоптимальным). Поэтому первоначальная формулировка рассматриваемого пункта типовых правил была, по нашему мнению, более совершенна и демократична, не «связывала руки», позволяла учитывать большее число факторов.

Проект федеральных правил охоты на территории Российской Федерации, рассылавшийся в 2001 г. Минсельхозом России в субъекты РФ на согласование, устанавливал, что «весенняя охота на пернатую дичь разрешается общей продолжительностью не более 30 календарных дней» на самцов глухаря, тетерева – на току, на вальдшнепов – на тяге, на селезней – из укрытия с подсадной уткой или чучелами, на гусей, казарок – из укрытия. Причем, так же как и в действующих типовых правилах указано, что перечень разрешенной к добыче пернатой дичи, конкретные сроки охоты, а также дневные и сезонные нормы ее добычи устанавливаются приказом территориального охотуправления[10].

Для упорядочения процесса охоты на водоплавающую дичь сотрудниками ЦНИЛ Главохоты РСФСР были подготовлены Временные указания по организации и производству охоты на водоплавающих птиц в лесной зоне Европейской части РСФСР (Нечерноземье)[11]. В них сообщается, что водоплавающие птицы являются важным объектом любительской охоты в РСФСР. Их удельный вес составляет 50–60% от общего объема добычи пернатой дичи. По неполным данным, водоплавающие дают около 8 тыс. тонн продукции, поступающей в основном в личное потребление охотников. На эту группу дичи охотятся 45–90% зарегистрированных охотников. В последние 15–20 лет регулирование охоты на водоплавающих сводилось в основном к введению ограничений и запретов, что не привело к увеличению ресурсов дичи, но зато снизило, в сравнении с изначальной, общую и индивидуальную добычу охотников средней полосы России на 30–50% на фоне возросшего объема изъятия в некоторых зарубежных странах Европы.

Имеющиеся данные о численности и добыче водоплавающей дичи, как в России, так и за ее пределами, позволяют рекомендовать ежегодное разрешение весенней охоты. Весеннюю охоту в каждой области целесообразно открывать с начала естественного ледохода. Даты вскрытия рек определяются по данным гидрометеослужбы области (в крупных областях или АССР, имеющих существенные климатические различия между частями, даты открытия весенней охоты устанавливаются дифференцированно для каждой части).

Во Временных указаниях также сообщается, что весеннюю охоту на гусей и селезней целесообразно осуществлять из шалашей и скрадков, с применением подсадных птиц, профилей, чучел и манков. Скрадки и шалаши должны располагаться в зависимости от характера угодий, но не ближе 300 м в любую сторону один от другого. Охоту на селезней на утренней заре разрешать с рассвета до 12 часов дня по местному времени, на вечерней заре – с 19 часов по местному времени до наступления темноты. Охоту на гусей разрешать в течение всего дня. Устанавливать дневную норму добычи гусей не более двух голов на одного охотника. Дневные нормы отстрела селезней на одного охотника – не более 5 голов.

Охота на глухарином току, – считает профессор Ю.Ливеровский, – требует выполнения специфических правил, направленных не только и не столько на обеспечение успеха охоты, но на то, чтобы не распугивать глухарей, не вызывать территориальную деформацию тока. К таким правилам можно отнести следующие: заблаговременный приход на подслух[12] и особенно достаточно поздний (в полной темноте) уход с подслуха; заблаговременный и осторожный приход на ток утром в полной темноте; охота на одном и том же току с определенными интервалами, не меньше, чем 1–2 дня; отстрел за весну не более 25–30% глухарей, посещающих ток; нужно также запретить отстрел глухарей на вечернем току. При соблюдении этих правил количество поющих глухарей в среднем оставалось одним и тем же в течение десятков лет. Целесообразней разрешать охоту на току в заключительный период, когда лишь редкие глухарки посещают тока, а основная их масса села на гнезда[13].

Осенняя охота на глухаря в эстетическом отношении совершенно не равноценна весенней. Именно поэтому многие охотники в местах известных им глухариных токов глухарей осенью не стреляют.

Главный лесничий Сосновского государственного лесоохотничьего хозяйства П.Летицкий приводит сходные правила, касающиеся охоты на тетеревином току. Приходить в шалаш надо до прилета птиц, уходить из него после отлета последней птицы. Для исключения подранков, в 30 м от шалаша вбивать вокруг шесть белых колышков, которые хорошо видны в сумерках и позволяют определять расстояние для верного выстрела. Не стрелять первых прилетевших на ток тетеревов, а также самых азартных петухов, задающих тон току. Такие петухи находятся обычно в самом центре тока. Желательно добывать только молодых петушков, которые менее активны и располагаются по краям тока. Планировать к отстрелу надо не более 25% петухов, а на токах, где токуют пять и менее петухов, охоту не проводить[14].

Приведенные примеры показывают, что охотоведческая наука и охотхозяйственная практика выработали и опробовали много разумных приемов и методов регулирования охоты на различные виды дичи, отсутствующие даже в современной правовой регламентации (правилах охоты). Ибо именно охотничьи хозяйства (долгосрочные пользователи животным миром), как никто иной, заинтересованы в процветании охотничьих животных, так как с исчезновением объекта охоты исчезает и ее субъект (охотник). В этом суть единства охоты и охраны охотничьих животных[15].

Приведенные выше рекомендации науки частично учитываются регионами, а в большинстве случаев – не востребованы или забыты.

Современная региональная практика регламентации весенней охоты очень разнообразна по всем элементам: дозволения или запрещения (особенно их мотивации), продолжительность сезона и время охоты, разрешенные и запрещенные способы, виды, нормы добычи и т.д.

Запреты охоты. Несложно предположить, что в Российской Федерации первыми «жертвами» Международной коалиция по борьбе с весенней охотой могут стать регионы с неустойчивым открытием весенней охоты. К примеру, в Кемеровской области в 2000 г. весенняя охота разрешалась на пролетного селезня и гуся сроком на 4 дня, на бурого медведя сроком на 20 дней[16]. В 2002 г. «в целях создания покоя в период гнездования птиц и размножения других видов животных» весенняя охота на водоплавающую, болотную и боровую дичь была запрещена[17]. В следующем году разрешалась на селезней уток и гусей с 1 по 4 мая 2003 г.; на самцов глухарей с 1 по 7 мая 2003 г.; на бурого медведя в течение месяца в разные сроки по группам районов[18]. В 2004 г. «в целях создания покоя в период гнездования птиц и размножения других видов животных, а также для профилактики заноса птичьего гриппа» весенняя охота была запрещена[19]. В 2004 году в Новосибирской области разрешалось лишь кратковременное, строго регулируемое проведение весенней охоты с 1 по 2 мая на селезней уток и лишь в четырех районах[20].

В Иркутской области приняты предложения Союза охраны птиц России и участников «круглого стола» по проблемам водно-болотных угодий Байкальского региона о запрете весенней охоты в 2004 г. Один из доводов запрещения охоты – возможная угроза распространения «птичьего гриппа»[21]. В Республике Бурятия в целях предотвращения заражения населения и распространения инфекции гриппа птиц весенняя охота на водоплавающую дичь в 2004 году была запрещена[22]. Правительство Омской области в 2004 г. также запретило весеннюю охоту «в целях предупреждения распространения на территории Омской области опасного для здоровья и жизни человека высоко патогенного вируса гриппа птиц, занесение которого возможно во время весенней миграции перелетных птиц»[23]. В этой связи многие охотники задают резонный вопрос: «А не является ли для России надуманной легенда об опасности распространения птичьего гриппа водоплавающей дичью? Где хотя бы один факт заболевания?»[24].

Администрация Псковской области поступила иначе – издала распоряжение от 8 апреля 2004 г. № 271-р «Об установлении лимита на пернатую дичь в сезон весенней охоты 2004 г. и проведении лабораторных исследований на наличие вируса птичьего гриппа». Этим документом были установлены лимиты добычи в весеннем сезоне охоты глухаря и тетерева по каждому охотничьему хозяйству области. Охотуправлению поручено организовать контрольно-санитарный отстрел пролетной дичи с 10 по 15 апреля 2004 г., а ветеринарному управлению обеспечить проведение лабораторных исследований на наличие вируса птичьего гриппа в отстреленной дичи, и результаты исследования представить в администрацию области в срок до 22 апреля 2004 г. В Нижегородской области предписано в случае обнаружения массовой гибели перелетной и синантропной птицы оперативно информировать государственные учреждения ветеринарии Нижегородской области или оперативный пункт областной станции по борьбе с болезнями животных круглосуточно по телефону (указан номер) и т.д.[25] Это и есть, по нашему мнению, более здравый подход к устранению новой потенциальной угрозы для весенней охоты.

На территории Красноярского края в 2003 г. «в целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания» введен запрет на весеннюю охоту на боровую дичь на всей территории края сроком на 3 года, а также запрещена весенняя охота в 2003 г. на значительной части территории края[26]. Однако по исследованиям Сибирского НИИ охотничьего хозяйства, ресурсы боровой и водоплавающей дичи за 1997–2003 г. не претерпели существенных изменений. Ресурсы позволяют открывать весеннюю охоту на глухаря и тетерева и водоплавающую дичь во всех северных районах края[27].

В Ростовской области «в связи со снижением численности водоплавающей дичи на территории России, снижением интенсивности пролета водоплавающей дичи на территории области и создания благоприятных условий для гнездования водоплавающих» весенняя охота в 2004 г. была запрещена[28].

В Челябинской области в 2004 году была запрещена весенняя охота на гусей, селезней уток. Охота на самцов глухарей на току, на токующих самцов тетеревов из укрытия разрешалась с 24 апреля по 3 мая, а на вальдшнепа на вечерней тяге с 1 по 10 мая[29].

В целом по России весенняя охота в 2004 г. была запрещена более чем в 20 республиках, областях и краях[30], в предыдущем году запрет вводился не более чем в семи субъектах.

Нельзя не согласиться с утверждениями профессора Г.А.Воронова, считающего, что запрет добычи перелетных птиц нецелесообразен и из-за массового отстрела этих птиц на территории других стран. Многие охотники и специалисты знают о масштабах добычи пернатых на зимовках южного Каспия, Ирана, среднеазиатских озер[31]. О масштабах добычи пернатой дичи свидетельствуют следующие данные. В Иране, на южном побережье Каспийского моря традиционным способом охоты является отлов уток ночью сачками со светом и гонгом. За ночь бригада ловцов добывает по 40–50 птиц. Сезонная добыча бригады может составлять 5–6 тыс. уток. В 1961–1962 гг. было добыто 1 млн. 200 тыс. водоплавающих птиц. В дальнейшем сезонная добыча снизилась до 600–700 тыс.[32] Долина реки Нил в Египте является перевалочным пунктом для водоплавающей и болотной дичи, которая держится здесь в таком изобилии, что даже начинающие охотники редко возвращаются с охоты не имея 2–3 уток, а опытные стрелки добывают порой до 40–50 уток в день. Особенной добычливостью отличаются английские и американские туристы, настреливающие по 2–3 лодки птиц, которые потом продавались оптом торговцам дичью[33]. По далеко не полным данным в 1983 г. в Западной Европе было добыто более 8,5 млн. водоплавающих птиц. В среднем английский охотник добывал 6,25; французский – 7,6; датский – 14,3 утки в год. Для сравнения: в разные годы в России каждый охотник в среднем промышлял 1,9 голов водоплавающих птиц. Это свидетельствует о том, что в России охота практически не влияет на количество водоплавающих[34].

Длительность и время весенней охоты. Наиболее продолжительный срок весенней охоты на пернатую дичь установлен правилами охоты в Орловской области – 20 календарных дней[35]. В Нижегородской области в 2001 г. весенняя охота разрешалась на 12 дней[36]. В большинстве субъектов РФ устанавливаются десятидневные сроки охоты, причем, как правило, территория области, края, республики подразделяется на несколько зон с различными сроками начала охоты. Имеются также случаи приурочивания охоты к максимальному числу выходных и праздничных дней, а также распределения десятидневного срока весенней охоты только на субботы и воскресенья. К примеру, «разрешить весеннюю охоту в Новгородском районе на территории Новоселицкого опытного лесного хозяйства 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28 апреля, 1, 2 мая 2002 г. на самцов глухарей и тетеревов на утренних токах, на селезней с подсадной или чучелами из укрытия, гусей на пролете и вальдшнепов на вечерней тяге» и т.д.[37]

Есть прецеденты установления и сокращенных сроков охоты. В 2003 г. на территории Республики Саха (Якутия) весенняя охота на водоплавающую дичь была разрешена на семь дней для личного потребления без права реализации, на турпана – на три дня[38]. Глава администрации Новосибирской области решение по весенней охоте («разрешить кратковременное строго регулируемое проведение весенней охоты» в определенных районах продолжительностью 2–3 дня) принимал на основании заключений двух комиссий: по изучению целесообразности проведения весенней охоты и межведомственной комиссии по охране, учету и рациональному использованию ресурсов животного мира[39]. Постановлением правительства Челябинской области в 2003 г. сроки охоты в охотничьих хозяйствах и угодьях общего пользования на селезней уток из укрытия с подсадной уткой или чучелами были установлены с 1 по 3 мая, на самцов глухарей на току, на токующих самцов тетеревов из укрытия с 1 мая по 10 мая[40].

В ряде субъектов РФ устанавливается еще и временнáя регламентация охоты в течение суток: на гусей из укрытий утром до 9.00 часов и вечером с 21.00 часа; на селезней уток из укрытий с подсадными утками или чучелами утром до 9.00 часов и вечером с 21.00 часа; на вальдшнепа – на тяге вечером с 21.00 часов (в период с 9 до 21 часа оружие у охотников в охотничьих угодьях должно быть зачехлено)[41]; с утренней зари до 12 часов дня, на вечерней заре с 19 часов до наступления темноты (на все виды)[42], на утренней заре до 10.00 часов и на вечерней заре с 17.00 часов[43]; с утренней зари до 12 часов дня и с 18 часов до 24 часов[44]; на вальдшнепов на вечерней тяге (с 18.00 часов)[45]; разрешить производство охоты в течение суток: до 11 часов утра и с 19 часов вечера до наступления темноты (нахождение с собранным оружием в охотничьих угодьях с 11 до 19 часов запрещается)[46]. Запретить нахождение в охотугодьях с собранным и незачехленным оружием (за исключением служебного) при охоте на глухаря и тетерева с 9.00 до 24.00; на селезней и гусей с 10.00 до 18.00 на вальдшнепа с 00.00 до 18.00[47] и т.д.

Органы, принимающие решения об открытии охоты и ее сроках, также различны. Распоряжениями правительства Республики Бурятия весенняя охота разрешается обычно сроком на 10 дней, устанавливаются предельные сроки охоты (например, в 2000 г. на гусей, селезней с 25 апреля по 15 мая; глухарей, тетерев – с 20 апреля по 10 мая; вальдшнепа – с 10 по 20 мая[48]). Органам местного самоуправления районов республики поручается устанавливать конкретные сроки охоты на пернатую дичь в зависимости от метеоусловий весеннего периода. Кроме того, распоряжения дозволяют круглогодичную охоту на пернатую дичь охотникам из числа малочисленных народностей Севера для которых охота является неотъемлемой частью быта (охотники-промысловики, рыбаки, оленеводы).

Закон Орловской области (1997) «Об охоте и охотничьем хозяйстве» предоставляет долгосрочным охотпользователям право самостоятельно изменять сроки охоты в пределах сроков, установленных областными правилами охоты, иными нормативными правовыми актами области[49]. Сходное правомочие фигурирует и в аналогичном законе Челябинской области (2002): охотпользователь вправе «изменять сроки начала и окончания сезонов охоты в пределах, установленных правилами охоты», правда для этого надо получить согласие специально уполномоченного государственного органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания[50]. Концепция развития охотничьего хозяйства, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области, предусматривает предоставление охотпользователям самостоятельного права определения срока открытия и окончания весенней охоты в своих охотхозяйствах, но в пределах сроков, определенных Правилами охоты[51]. Поэтому постановлениями правительства устанавливаются предельные сроки весенней охоты, а конкретные сроки в охотничьих хозяйствах определяются охотхозяйственными организациями; в участках охотничьих угодий общего пользования – охотуправлением. При этом предписывается, чтобы общий срок весенней охоты в конкретном охотничьем хозяйстве или участке охотничьих угодий общего пользования не превышал 10 календарных дней[52].

Распоряжением губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в 2003 г. весенняя охота была разрешена с прилета дичи. Указано, что решение о целесообразности и конкретных сроках проведения весенней охоты принимают районные, городские охототделы по согласованию с охотуправлением Ямало-Ненецкого автономного округа[53].

В Ханты-Мансийском автономном округе в 2003 г. весенняя охота разрешалась на гусей и селезней уток, а также на самцов глухаря общей продолжительностью не более 10 дней с даты открытия охоты. Начало охоты устанавливалось по территориям муниципальных образований с даты вскрытия рек (начало естественного ледохода), определяемой по данным государственного учреждения «Ханты-Мансийский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»[54].

Нормы добычи и предельные объемы (лимиты, квоты) изъятия. В большинстве субъектов устанавливаются дневные и (или) сезонные нормы отстрела. Ниже – примеры установления норм добычи:

– гусей не более 10 особей за день охоты, селезней утиных видов не более 5 особей за день охоты, вальдшнепа не более 5 особей за зарю[55];

– на территории угодий общего пользования: – вальдшнеп без ограничения; – селезень 5 голов в день; гусь – 2 головы в день на 1 охотника; нормы добычи пернатой дичи на закрепленной территории устанавливать пользователям самостоятельно[56];

– на одного охотника за день охоты не более (голов): глухарь, тетерев – 1; гусь – 2; селезень – 3; вальдшнеп – без ограничения[57];

– селезней уток без ограничений; самцов глухаря не более 1 в день и в сезон (в перечисленных районах), в других (тоже поименованы) – более 2 в день и в сезон; самцов тетерева на одну именную разовую лицензию не более 2 в день и 6 в сезон; гуся и вальдшнепа без ограничений[58];

– на одного охотника за один день охоты: гусей – 1, селезней – 5, вальдшнепов – 5; норму добычи боровой дичи на одного охотника устанавливать решениями администраций охотничьих хозяйств, исходя из численности данных видов «на токах»[59];

– установить следующие лимиты добычи охотничьих животных на одного охотника в период весенней охоты в сезоне 2003 года – 3 гуся, 2 глухаря, 5 тетеревов, 10 селезней[60].

Встречаются и весьма неопределенные формулировки норм добычи. К примеру, приказ охотуправления Смоленской области предписывает открыть весеннюю охоту сроком на 10 дней на гусей на пролете, на вальдшнепов на тяге, на тетеревов и глухарей на току, на селезней с подсадной уткой при норме отстрела гусей – 3, вальдшнепов – 3, тетеревов – 2, глухарей – 1, селезней – 3 шт.[61] (неясно – то ли за день охоты, то ли за сезон).

Большинство неохотников убеждены в чрезмерно высокой результативности современной ружейной охоты, – сообщают Ю.Блохин и А.Межнев. Некоторая часть чиновников охотничьей отрасли также находится в плену этого распространенного заблуждения. Последнее находит своё отражение в необоснованном установлении норм добычи дичи за один охотничий день или за сезон. Так, по России официально устанавливаемая дневная норма добычи составляет от 2 до 5 птиц на каждого охотника. Таким образом, охотник за 10 отведенных на охоту дней имеет право отстрелять от 20 до 50 вальдшнепов, а в областях, где сроки охоты устанавливаются по группам районов, ещё больше. Проведенные на основании официальных материалов расчеты показывают бессмысленность такого нормирования. В среднем за 6 лет учёта добычи в целом по европейской части страны средняя сезонная добыча охотника в разные годы оказалась всего 0,8–1,2 вальдшнепа[62]. Добыча водоплавающей дичи за ряд лет составляет в среднем на одного охотника по 1,9 птиц[63]. Сходные данные о невысокой средней добыче пернатой дичи приводятся и в других работах[64].

В ряде субъектов РФ утверждаются также предельные размеры добычи (квоты или лимиты) дичи в разрезе охотпользователей и участков охотугодий общего пользования. В некоторых – только по глухарю, в других – по глухарю и тетереву, в отдельных – как по боровой, так и по водоплавающей дичи.

Другие ограничения весенней охоты. В ряде субъектов установлены как экологические параметры дозволения охоты на глухарей и тетеревов, так и организационно-биотехнические меры воспроизводства водоплавающей и другой дичи, снижения браконьерства. Предписывается добычу самцов глухарей на току производить при наличии учетных данных о токах, подтвержденных районными службами охотнадзора, с нормой отстрела до 15 % от числа поющих петухов, причем для дозволения охоты количество поющих петухов на конкретном току должно быть не менее семи голов. Добычу разрешается производить только в присутствии штатных работников пользователей или службы госохотнадзора, в случае крайней необходимости рекомендуется привлекать общественных егерей и охотинспекторов[65]. Запретить охоту на глухаря и тетерева на токах при наличии менее 5 поющих глухарей и менее 7 токующих самцов тетерева, а также ходовую охоту на селезней уток и гусей [66]; весеннюю охоту на самцов глухарей на току производить в присутствии штатных работников охотничьих хозяйств или государственного охотничьего надзора на территории охотничьих хозяйств и участках охотничьих угодий общего пользования, прошедших государственную аттестацию и получивших аттестационные свидетельства[67]. Охота на самцов глухаря и тетерева разрешается только на токах в присутствии штатных сотрудников охотничьих хозяйств или госохотнадзора[68]. Повсеместно запрещается весенняя охота в местах глухариных и тетеревиных токов и ходовая охота[69]. При выдаче именных разовых лицензий на глухаря указывать конкретное местонахождение тока (№ квартала леса, наименование лесничества)[70] и т.д. Учитывая, что серая ворона наносит большой вред охотничьему хозяйству, в ряде мест весеннюю охоту разрешают при условии одновременного проведения кампании по уничтожению этой хищницы в охотничьих угодьях, выплачиваются вознаграждения, победителям конкурсов и активным участникам выдаются лицензии на отстрел копытных животных и медведей, бесплатные путевки на охоту и т.д.

Некоторые выводы и предложения. За последние сто лет четко прослеживается тенденция существенного сокращения продолжительности сезона весенней охоты (с двух и более месяцев до нескольких дней или полного запрета), перечня видов, дозволяемых к добыче (ранее объектами весенней охоты были лебеди, журавли, перепела, кулики, гагары, чайки всех видов, лысуха, рябчик, медведь, барсук, сурки т.д.), а также способов охоты[71]. Вводятся также другие параметры и критерии, существенно ограничивающие права охотников и долгосрочных пользователей.

Ранее в большинстве регионов был установлен такой порядок, когда сроки начала весенней охоты устанавливались не чьими либо указаниями, а определялись природными и другими факторами (с начала пролета, с момента прилета, со времени массового прилета, с начала токов, с начала тяги, с начала ледохода (вскрытия рек) и т.д.). Размытость срока начала весенней охоты на различные виды, а также её достаточная продолжительность не создавали высокой плотности охотников в угодьях и сильного фактора беспокойства дичи.

С учетом усиления антиохотничьего движения, можно, прогнозировать в недалеком будущем практически полное прекращение весенней охоты на пернатую дичь в России, если научные, охотничьи организации и охотники не предпримут соответствующих мер. Как правильно отмечает О.Гусев, пора выработать стратегию противодействия антиохотничьему безрассудству[72]. Традиции весенней охоты уходят в седую старину. Для многих охотников это самая увлекательная и эмоциональная охота. Безусловно, объявить охоту закрытой легче всего, гораздо труднее ее разумно организовать. Запрещение охоты не равнозначно ее прекращению. Как показывает практика, наиболее сложна борьба с так называемым протестным браконьерством.

Ключевыми проблемами в области весенней охоты является не только согласование интересов различных групп населения, но и оптимальное распределение полномочий между федерацией, регионами и долгосрочными пользователями по принятию регламентов этой охоты.

Как участники дискуссии по проблемам весенней охоты, состоявшейся в 70-х годах прошлого столетия[73], так и многие ученые в современный период говорят о необходимости изменения правовой регламентации добычи перелетной дичи, введения квотирования (установления общих предельных размеров) ее добычи. Эта проблема, пишет А.Б.Линьков, распадается на две подпроблемы. Первая – научная, вторая – организационно-методическая (наверное, точнее – организационно-правовая – Н.К.). В числе первой должны быть определены территории годового пребывания, структура популяций, пути пролетов, размеры квот по водоплавающей дичи и т.д. Вторая подпроблема сводится к обеспечению соблюдения этих квот[74]. Таким образом, по нашему мнению, система регламентации добычи перелетной дичи (а не только водоплавающих птиц) должна включать международный уровень (заключение соответствующих договоров и соглашений, распределение квот по видам), государственный (общероссийский), региональный (субъект РФ или их группы), местный (район, долгосрочный пользователь). Необходимо четко подразделить регламентацию весенней охоты по видам дичи: по перелетной дичи определенные полномочия (размеры квот, при необходимости введение запрета весенней охоты) должны быть закреплены за федеральными органами, по оседлой дичи – вся регламентация (где открывать, на какие объекты, в какие сроки, какими способами, устанавливать ли нормы добычи или другие параметры и т.д.) должна, по нашему мнению, осуществляться теми или иными органами субъекта РФ. Оптимальным, по нашему мнению, является также наделение долгосрочных пользователей правами по самостоятельной регламентации охоты на оседлые виды, а также увеличение продолжительности срока весенней охоты.

Изложенные материалы описательно-аналитического характера являются начальным и необходимым этапом для последующего более высокого уровня исследований – критического и концептуально-теоретического осмысления современной действительности и выработки более совершенного механизма правового регулирования охоты на пернатую дичь. Многие положения, приведенные в статье, не подвергнуты критическому анализу. К примеру, разрешение охоты «в присутствии» работников госохотнадзора или штатных работников охотхозяйства – это явно не услуга (а если и услуга, то медвежья), это недоверие охотнику, презумпция его недобросовестности (браконьер, его нельзя оставлять одного в угодьях). Или другая ситуация, если охотпользователю установлен лимит добычи, положим, глухаря на весенний сезон, то зачем еще ограничивать его действия и сроками охоты? И т.д. Эти и другие вопросы ждут своего часа и исследователя.

[1] Краев Н.В., заведующий отделом «Хозяйство и Право» Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф.Б.М. Житкова Россельхозакадемии, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник

[2] Государственный архив Архангельской области. Фонд 4821. Опись 1. Единица хранения 108. Л. 72–84.

[3] Центральный государственный архив РСФСР. Ф. 358. Оп. 3. Ед. хр. 745. Л. 1–11.

[4] Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены Главохотой РСФСР 10 июля 1961 г. // ГААО. Ф. 4821. Оп. 1. Ед. хр. 243. Л. 149–171.

[5] Сборник нормативных материалов по охотничьему хозяйству / Сост. А.А.Улитин . М., 1984. С. 196.

[6] Типовые правила охоты в РСФСР. Утверждены приказом Главохоты РСФСР от 4 января 1988 г. № 1 // Охотничьи законы: Сборник нормативных правовых актов и других документов / Сост. Н.В.Краев, ВНИИОЗ. – Киров, 1999. С. 302–303.

[7] Типовые правила охоты в РСФСР (1988) в первоначальной редакции помещены в информационном банке «Документы СССР» справочной правовой системы «Консультант Плюс».

[8] О частичном изменении Типовых правил охоты в РСФСР. Приказ Главохоты РСФСР от 26 апреля 1990 г. № 146 // Там же.

[9] Летицкий П. Все значительно сложнее // Охота и охотничье хозяйство. 1970. № 10. С. 9–10.

[10] О согласовании проекта правил охоты на территории Российской Федерации. Письмо Минсельхоза России от 11 марта 2001 г. № 3-12/656. Документ не опубликован.

[11] Временные указания по организации и производству охоты на водоплавающих птиц в лесной зоне европейской части РСФСР (Нечерноземье). Утверждены Главохотой РСФСР 2 января 1986 г. // Охотничьи законы. Сборник нормативных правовых актов и других документов. – Киров, 1999. С. 364–365.

[12] Подслух – предварительная разведка, выслушивание на вечерней заре мест посадки и токования прилетевших глухарей.

[13] Ливеровский Ю. Когда же стрелять глухарей // Охота и охотничье хозяйство. 1971. № 2. С. 8–9.

[14] Летицкий П. Все значительно сложнее // Охота и охотничье хозяйство. 1970. № 10. С. 9–10.

[15] Касаткин Ю.И. Охота – отрасль материального производства. – Киров, 1990. С.15–16.

[16] Распоряжение администрации Кемеровской области от 17 апреля 2000 г. № 352-р «О весенней охоте на водоплавающую дичь и бурого медведя в 2000 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[17] Распоряжение администрации Кемеровской области от 3 апреля 2002 г. № 209-р «О запрете на проведение весенней охоты на водоплавающую, болотную и боровую дичь в 2002 году» // Там же.

[18] Распоряжение администрации Кемеровской области от 21 апреля 2003 г. № 373-р «О весенней охоте на водоплавающую дичь, глухаря и бурого медведя в 2003 году» // Там же.

[19] Распоряжение администрации Кемеровской области от 7 апреля 2004 г. № 442-р «О запрете на проведение весенней охоты на водоплавающую дичь в 2004 году» // Кузбасс. 2004. 14 апреля. № 68.

[20] Постановление главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 21 апреля 2004 г. № 248 «О весенней охоте на пернатую дичь в 2004 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[21] Из-за угрозы «птичьего гриппа» // Вестник охотника и рыболова. 2004. 25 мая. № 5. С. 2.

[22] Распоряжение правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2004 г. № 308-р // Бурятия. 2004. 22 апреля. № 77.

[23] Постановление правительства Омской области от 14 апреля 2004 г. № 12-п «О запрете весеннего сезона охоты на территории Омской области в 2004 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[24] Жданов С.И., Левыкин С.В. В культуре современного охотника – будущее весенней охоты, или гибкое регулирование как альтернатива запрету // Вестник охотника и рыболова. 2004. 25 мая. № 5. С. 3.

[25] Распоряжение правительства Нижегородской области от 31 марта 2004 г. 158-р «О весенней охоте в сезоне 2004 года» // Нижегородская правда. 2004. 3 апреля. № 36.

[26] Постановление совета администрации Красноярского края от 30 апреля 2003 г. № 121-п «О введении запрета на весеннюю охоту» // Красноярский комсомолец. 2003. 7 мая. № 18.

[27] Петренко. В.Д. Мониторинг охотничьих птиц на Севере Красноярского края // Вестник охотника и рыболова. 2004. 20 июня. № 6.

[28] Распоряжение администрации Ростовской области от 29 марта 2004 г. № 155 «О запрещении охоты на пернатую дичь на территории Ростовской области в весеннем сезоне 2004 года» // Наше время. 2004. 7 апреля. № 82-83.

[29] Постановление правительства Челябинской области от 22 апреля 2004 № 36-п «О весеннем сезоне охоты на пернатую дичь в 2004 году» // Южноуральская панорама. 2004. 29 апреля. № 49.

[30] Где закрыта весенняя охота // Российская охотничья газета. 2004. № 14. С. 1.

[31]  Воронов Г.А. Некоторые проблемы охотничьего хозяйства в Пермской области // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ВНИИОЗ (28–31 мая 2002 г.). – Киров, 2002. С. 27.

[32] См., например, Ахмедзянов А., Жаворонков Р. Промысел уток в Иране // Охота и охотничье хозяйство. 1971. № 3. С. 42–43; Дежкин В.В. Охота и охотничье хозяйство мира: Справочное пособие. – М., 1983. С. 111–112.

[33] Гришечкин К. Охота в Объединенной Арабской Республике // Охота и охотничье хозяйство. 1959. № 9. С. 55.

[34] Кривенко В., Виноградов В., Дормидонтов Р. На водоплавающих // Охота и охотничье хозяйство. 2003. № 9. С. 1.

[35] Правила охоты на территории Орловской области. Утверждены постановлением коллегии администрации Орловской области от 16 октября 2003 г. № 160а // Орловская правда. 2003. 18 ноября.

[36] Распоряжение администрации Нижегородской области от 17 апреля 2001 г. № 655-р «О весенней охоте в сезоне 2001 г.» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[37] Распоряжение администрации Новгородской области от 2 апреля 2002 г. № 174-рз «Об открытии весенней охоты на территории области в 2002 году» // Новгородские ведомости. 2002. 5 апреля. № 47.

[38] Распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2003 г. № 361-р «О сроках охоты на водоплавающую дичь в весенний период 2003 года на территории Республики Саха (Якутия)» // Якутия. 2003. 15 апреля. № 71.

[39] Распоряжения главы администрации Новосибирской области: от 4 апреля 2001 г. № 177-р «О весенней охоте на пернатую дичь»; от 2 апреля 2002 г. № 159-р «О весенней охоте на пернатую дичь в 2002 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[40] Постановление правительства Челябинской области от 17 апреля 2003 г. № 50 «О весеннем сезоне охоты на пернатую дичь в 2003 году» // Южноуральская панорама. 2003. 24 апреля. № 48.

[41] Приказ Главного управления природопользования администрации Пермской области от 17 апреля 2001 г. № 68 «О весенней охоте в 2001 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[42] Распоряжения администрации Тверской области: от 29 марта 2002 г. № 134-ра «О весенней охоте в 2002 году»; от 13 апреля 2004 г. № 149-ра «О весенней охоте в 2004 году» // Тверская жизнь. 2004. 16 апреля. № 73.

[43] Приказ Охотуправления Удмуртской Республики от 8 апреля 2003 г. № 01-03/18 «О весенней охоте в 2003 году»// Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[44] Приказ Смолоблохотуправления от 22 марта 2002 г. № 34 «О весенней охоте в 2002 году» // Рабочий путь. 2002. 28 марта. № 70 // Там же.

[45] Приказ Пензаоблохотуправления от 23 апреля 2004 г. № 24 «О весенней охоте в 2004 году» // Наша Пенза. 2004. 2 апреля. № 15.

[46] Приказ Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Коми-Пермяцкого автономного округа от 19 апреля 2002 г. № 20 «Об открытии весенней охоты в 2002 году» // Парма. 2002. 23 апреля. № 80 // Там же.

[47] Постановление губернатора Костромской области от 7 апреля 2004 г. № 181 «Об открытии весенней охоты в 2004 году» // Там же.

[48] Распоряжение правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2000 г. № 376-р «Об установлении сроков охоты в весенне-летний период 2000 года» // Бурятия. 2000. 6 мая. № 84.

[49] Закон Орловской области от 22 июля 1997 г. № 38-ОЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве» // Орловская правда. 1997. 31 июля.

[50] Закон Челябинской области от 26 сентября 2002 г. № 108-ЗО «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Челябинской области» // Южноуральская панорама. 2002. 22 октября. № 118.

[51] Постановление правительства Свердловской области от 7 декабря 1999 г. № 1397-ПП «Об утверждении Концепции развития охотничьего и рыбного хозяйства Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 1999. № 12–1. Ст. 1369.

[52] Постановление правительства Свердловской области от 24 апреля 2001 г. № 276-пп «О весенней охоте на пернатую дичь» // Собрание законодательства Свердловской области. 2001. № 4.

[53] Распоряжение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 г. 371-р «О весенней охоте в 2003 году» // Красный Север. 2003. 22 мая. № 75.

[54] Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 16 апреля 2003 г. № 287-рп «Об открытии весенней охоты на территории Ханты-Мансийского автономного округа» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[55] Постановления администрации Воронежской области: от 19 марта 2002 г. № 286 «О проведении весенней охоты на территории области в 2002 году» // Коммуна. 2002. 21 марта. № 40; от 22 марта 2004 г. № 261 «О проведении весенней охоты на территории области в 2004 году» // Коммуна. 2004. 25 марта. № 45.

[56] Приказ Охотуправления Удмуртской Республики от 8 апреля 2003 г. № 01-03/18 «О весенней охоте в 2003 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[57] Приказ Главного управления природопользования администрация Пермской области от 17 апреля 2001 г. № 68 «О весенней охоте в 2001 году» // Там же.

[58] Приказ Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Коми-Пермяцкого автономного округа от 19 апреля 2002 г. № 20 «Об открытии весенней охоты в 2002 году» // Парма. 2002. 23 апреля. № 80.

[59] Распоряжение правительства Республики Бурятия от 25 апреля 2000 г. № 376-р «Об установлении сроков охоты в весенне-летний период 2000 года» // Бурятия. 2000. 6 мая. № 84.

[60] Распоряжение правительства Нижегородской области от 14 апреля 2003 г. № 197-р «О весенней охоте в сезоне 2003 г.» // Нижегородские новости. 2003. 23 апреля. № 73(2765).

[61] Приказ Смолоблохотуправления от 3 апреля 2001 г. № 38 «О весенней охоте в 2001 году» // Рабочий путь. 2001. 5 апреля. № 77.

[62] Блохин Ю., Межнев А. Сколько вальдшнепов добывают на тяге // Охота и охотничье хозяйство. 2002. № 9. С. 10–11; Блохин Ю.Ю., Межнев А.П., Фокин С.Ю. Добыча вальдшнепа на тяге в России // Проблемы рационального использования водоплавающих птиц в России // Вопросы современного охотоведения. Материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2002 г. – М.: Изд-во ГУ «Центрохотконтроль», 2002. С. 334–340.

[63] Кривенко В., Виноградов В., Дормидонтов Р. На водоплавающих // Охота и охотничье хозяйство. 2003. № 9. С. 1.

[64] См., например, Молочаев А.В. Проблемы рационального использования водоплавающих птиц в России // Вопросы современного охотоведения. Материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2002 г. – М.: Изд-во ГУ «Центрохотконтроль», 2002. С. 263–275; Блохин Ю.Ю., Гусаков Е.С., Едренкина Л.А. Результаты охоты на водоплавающую дичь в Башкортостане по данным анкетирования охотников // Там же, с. 276–291; Гусаков Е.С. Статистические характеристики охоты и контроль добычи водоплавающих птиц на севере Западной Сибири // Там же, с.292–303; другие статьи, помещенные в материалах этой конференции.

[65] Приказ Охотуправления Удмуртской Республики от 8 апреля 2003 г. № 01-03/18 «О весенней охоте в 2003 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[66] Приказ Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Коми-Пермяцкого автономного округа от 19 апреля 2002 г. № 20 «Об открытии весенней охоты в 2002 году» // Парма. 2002. 23 апреля. № 80.

[67] Постановление правительства Свердловской области от 24 апреля 2001 г. № 276-пп «О весенней охоте на пернатую дичь» // Собрание законодательства Свердловской области. 2001. № 4.

[68] Приказ Главного управления природопользования администрация Пермской области от 17 апреля 2001 г. № 68 «О весенней охоте в 2001 году» // Информационный банк «Региональное законодательство» СПС «Консультант Плюс».

[69] Приказ Пензаоблохотуправления от 23 апреля 2004 г. № 24 «О весенней охоте в 2004 году» // Наша Пенза. 2004. 2 апреля. № 15.

[70] Приказ Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Коми-Пермяцкого АО от 19 апреля 2002 г. № 20 «Об открытии весенней охоты в 2002 году» // Парма. 2002. 23 апреля. № 80.

[71] Более подробно об истории правового регулирования см.: Н.В.Краев. Правовое регулирование весенней охоты: история и современность // Вестник охотника и рыболова. Массовая газета Российской Федерации. 2004. № 8. С. 10–19.

[72] Гусев О. Охота: за и против. Умолчание – не лучший вид критики // Охота и охотничье хозяйство. 2004. № 5. С. 4–5. См. также другие работы в защиту охоты, публикуемые этим журналом в этом году под общей рубрикой «Охота: за и против».

[73] Дискуссия по проблемам весенней охоты началась в 1970 г. с опубликования в шестом номере журнала «Охота и охотничье хозяйство» статьи С.Приклонского и Я.Сапетина «Весенняя охота: да или нет?» В ней приняли участие авторитетные ученые и практики. Итоги полемики, доводы сторонников и противников дозволения весенней охоты, биологические обоснования и проверенные практикой советы и рекомендации по ее регламентации, а также задачи исследований на перспективу были обобщены в статье А.Чельцова-Бебутова и В.Кузякина «Весенняя охота: итоги дискуссии и перспективы» (см.: Охота и охотничье хозяйство. 1971. № 10. С. 15–19).

[74] Линьков А.Б. Мониторинг и квотирование добычи охотничьих видов мигрирующих водоплавающих птиц в Российской Федерации // Вопросы современного охотоведения. Материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2002 г. – М.: Изд-во ГУ «Центрохотконтроль», 2002. С. 234–253.

Глеб Викторович Егоров Глеб Викторович Егоров

26 октября 2016 года

Сообщений: 25
"Изложенные материалы описательно-аналитического характера являются начальным и необходимым этапом для последующего более высокого уровня исследований – критического и концептуально-теоретического осмысления современной действительности и выработки более совершенного механизма правового регулирования охоты на пернатую дичь." Парадокс - сейчас мы слышим важное заключение и посыл одного биолога-охотоведа, уважаемого специалиста - уважаемого Николая Васильевича Краева. А где научные фундаментальные умозаключения специализированных НИИ охотничьего хозяйства, Академии наук и т.д., которые были направлены и услышаны Президентом Российской Федерации, в Правительством Российской Федерации, Минприроды России??? Где соответствующие этим научным выводам Правила охоты? Где наука, в конце концов? Жаль, но наука сама по себе что-то пишет, государственные органы сами по себе "управляют" и "контролируют", охотники сами по себе промышляют там-сям, не озадачиваясь проблемами охотничьего хозяйства, которого, по сути, уже и не осталось.... Жаль.
Николай Лопан Николай Лопан

27 октября 2016 года

Сообщений: 145
Ответ на вопрос где специализированные научные организации и чем они занимаются есть в статье Елизаветы Целыховой на её авторском сайте: http://www.huntingculture.ru/ohotnichya-kultura/stati-ob-ohotnichem-hozyajstve/nikto-ne-uslyshit-nikto-ne-uznaet-/. Хорошая публикация - не в бровь, а в глаз.
Николай Краев Николай Краев

04 ноября 2016 года

Сообщений: 11
Глеб Викторович Егоров написал(а):"Изложенные материалы описательно-аналитического характера являются начальным и необходимым этапом для последующего более высокого уровня исследований – критического и концептуально-теоретического осмысления современной действительности и выработки более совершенного механизма правового регулирования охоты на пернатую дичь." Парадокс - сейчас мы слышим важное заключение и посыл одного биолога-охотоведа, уважаемого специалиста - уважаемого Николая Васильевича Краева. А где научные фундаментальные умозаключения специализированных НИИ охотничьего хозяйства, Академии наук и т.д., которые были направлены и услышаны Президентом Российской Федерации, в Правительством Российской Федерации, Минприроды России??? Где соответствующие этим научным выводам Правила охоты? Где наука, в конце концов? Жаль, но наука сама по себе что-то пишет, государственные органы сами по себе "управляют" и "контролируют", охотники сами по себе промышляют там-сям, не озадачиваясь проблемами охотничьего хозяйства, которого, по сути, уже и не осталось.... Жаль. ================= Уважаемый Глеб Викторович! Прочти, пожалуйста, на одном дыхании, "Охота должна стать отраслью" Интервью с директором Департамента охоты С.Н. БУДИЛИНЫМ http://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2016/04/28/645951-ohota-dolzhna-stat-otraslyu.html#start=25 а затем мою статью-отклик на это интервью и помещаемую ниже подборку из обсуждений на сайте. "Припарки мертвому или новый закон об охоте?" Российская Охотничья Газета. 2016. 25 мая-7 июня. № 21-22. С. 1-2. Обсуждения: • Николай Краев онлайн #34 13 октября 2016 в 13:58 Владимир Горлевский Сколько можно "бисер метать", вот и молчат. Люди они не глупые и хорошо понимают, что на эту отрасль хозяйства "мужам государственным" давно наплевать. Все их "телодвижения" имеют лишь одну-единственную цель - "пар спустить", не доводить до взрыва. Тем более очередные выборы на носу - как бы "электорат" не растерять. Николай Краев Согласен, сколько можно «метать бисер»? См. мою статью: Краев Н.В. Припарки мертвому или новый закон об охоте? // Российская Охотничья Газета. 2016. 25 мая-7 июня. № 21-22. С. 1-2. Газета по адресу: http://pressa.ru/files/issue/private/rossijskaya-ohotnichya-gazeta/2016/21-22-2016/raw_issue/rossijskaya-ohotnichya-gazeta-2016-21-22-2016.pdf На сайте Охотники.ру: http://www.ohotniki.ru/hunting/article/2016/05/31/646079-priparki-mertvomu-ili-novyiy-zakon-ob-ohote.html Ну и каков результат руководства и действий Будилина С.Н.? К нам в институт не только не приехал, но даже и не позвонил директору И.А. Домскому. Подготовили половинчатые изменения в Правила охоты, потом сами же и «зарубили» их. А недавно появилась информация (его письмо http://ohota-kuzenkov.ru/images/26.09.2016.jpg) о якобы переходе на другую должность в Минприроды России. На минприродовском сайте пока БУДИЛИН Сергей Николаевич все еще значится как «Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства». Перед вновь назначенным опять метать? Увольте!!! Кланяюсь Николай Краев Ответить Владимир Горлевский офлайн #35 13 октября 2016 в 15:17 Николай Краев См. мою статью: Краев Н.В. Припарки мертвому или новый закон об охоте? Статью эту прочел ещё тогда - во всём согласен. А Ваша информация о "переназначениях" лишний раз подтверждает сказанное в предыдущих постах. Увы... ================================== Глеб Викторович! Я очень рад, что есть еще такие неразочаровавшиеся фананики, как Вы, и продолжаете тратить свое драгоценное время на оценку разных проектов НПА, вносите предложения, стучитесь... Я, как и большинство ученых, уже давно руководствуюсь принципом: "Прокукарекал, а там хоть не рассветай". Отдельное и большое спасибо Николаю Александровичу Лопану за защиту науки в его предыдущем посте. Кланяюсь! Николай Краев
Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка