Охотничий билет традиционно считался удостоверением на право осуществления любительской и спортивной охоты. Основополагающие требования к обороту и применению охотничьего билета (государственного образца и членского охотничьего билета), которые на память знал каждый охотник, были изложены в Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, и в Типовых правилах охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 № 1. По этому документу, в свое время, охотник имел право получить путевку на охоту, лицензию на добычу копытных животных, медведя в приписном охотничьем хозяйстве или государственном резервном фонде.
Охотничий билет охотник обязан был иметь при себе во время охоты и предъявлять его по первому требованию уполномоченных на проверку лиц. Штатные работники охотничьего хозяйства имели право осуществлять охоту на нелицензионные виды охотничьих животных на территории действия служебного удостоверения без путевки, при наличии охотничьего билета (членского охотничьего билета) и служебного удостоверения, с соблюдением установленных норм добычи и сроков охоты.Срок действия членского охотничьего билета и охотничьего билета устанавливался со дня выдачи или продления до 31 марта следующего года.
В Государственной Думе Российской Федерации законопроекты, внесенные Тюменской областной Думой № 962678-6 и депутатом Государственной Думы Н.С. Валуевым № 892702-6, которые предусматривали сдачу экзамен на знание требований правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и др. - отклонены.
В связи с этим хотелось бы довести до заинтересованных лиц анализ противоречий некоторых норм законодательства, касающихся выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, отношения государства и законодателя к охотничьему билету, а также предложения по совершенствованию оборота и применения охотничьего билета.
1. Состояние нормативной базы и противоречия, связанные с охотничьим билетом.
1.1. Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009
№ 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь, в том числе охотничий билет.
В соответствии со статьей 20 Закона об охоте охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер. Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.
Охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
1.2. Статьей 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым выданы охотничьи билеты или членские охотничьи билеты (не ясно, почему до сих пор данная норма предусматривает право приобретения гражданами РФ оружия на основании «членского охотничьего билета»???, в то время, как разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается по предъявлении охотничьего билета (документа единого федерального образца).
Пунктом 4 статьи 26 этого же закона установлено, что лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в том числе в случае аннулирования охотничьего билета
в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).
1.3. Согласно пункту 3 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды РФ от 20.01.2011 № 13 «Бланк охотничьего билета является защищенной полиграфической продукцией уровня "В" в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817».
1.4. В связи с тем, что бланк охотничьего билета является защищенной полиграфической продукцией уровня "В", во всей России его изготовляют единицы полиграфических предприятий (в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске …)!
1.5. Цена одного бланка варьирует: 45 рублей (Новосибирск), около 100 рублей (Москва).
Каждый орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный выдавать охотничьи билеты, затратил значительные финансовые, временные и административные ресурсы на выполнение требований, связанных с изготовлением бланков охотничьих билетов, в том числе, с требованием о защищенности полиграфической продукцией
уровня "В".
Затраты только в Республике Башкортостан с 2011 по 2015 годы на изготовление бланков охотничьих билетов составили около 3 млн. рублей.
2. Отсутствие механизма возмещения бюджетных расходов.
2.1. За выдачу охотничьего билета налоговым законодательством не предусмотрено взимание государственной пошлины. Соответственно, бюджеты субъектов Российской Федерации не получили ни рубля компенсации за изготовление и выдачу таких ценных охотничьих билетов. Данный факт подтверждается тем, что выдача охотничьего билета не признана юридически значимым действием, по аналогии со случаями и порядком предусмотренными статьями 333.16 и 333.17 НК РФ. Имеют место массовые случаи оформления охотничьего билета по принципу «пусть будет».
2.2. Формирование искусственности удостоверительного статуса документа охотника.
Завышенные требования к изготовлению бланков охотничьих билетов и к дальнейшим процедурам регистрации уже выданного охотничьего билета сформировали искусственность удостоверительного статуса охотничьего билета единого федерального образца...
Законодателем же охотничий билет не назван документом, подтверждающим право физического лица осуществлять охоту.
2.3. Безграмотность охотников, получивших охотничьи билеты единого федерального образца.
2.3.1. Охотничий билет выдается физическим лицам, якобы ознакомившихся с требованиями охотничьего минимума. Подтверждение такого ознакомления отражается физическим лицом в виде заверения в заявлении, поданном в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о том, что он ознакомился с требованиями охотничьего минимума.
В действительности мы имеем очень значительную часть охотников, не имеющих представления о требованиях к технике безопасности при осуществлении охоты и безопасности при обращении с орудиями охоты, об основах биологии диких животных, о порядке оформления разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ответственности за нарушение правил охоты и т.д.
Очень часто встречаются следующие ситуации:
- молодые охотники спрашивают: «на кого можно сейчас охотиться?», «где я могу охотиться с этим разрешением?»;
- в период весенней охоты охотники осуществляют охоту с подхода на уток, добывают самок уток, игнорируя исторически сложившиеся способы охоты (охота с подсадной уткой, с чучелами и манком) и др.
2.3.2. Вопрос об обязательности прохождения специального образовательного курса физическим лицом, изъявившим желание заниматься охотой, остается не решенным многие годы.
О предоставлении права на охоту, признании охотничьего билета удостоверением на право охоты, а также о проведении испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием говорилось и говорится сейчас:
- в пункте 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 № 1548 (не отменено, фактически не применяется);
- в части 2 пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.07.1993 № 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» (утратило силу с 02.02.2009);
- в пункте 6 Типовые правила охоты в РСФСР, утвержденные Приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 № 1 (не действуют с 29.01.2013);
- в пункте 2 Приказа Минсельхоза РФ от 24.12.1993 № 315
«О предоставлении права на охоту» (не отменено, но и не применяется).
Однако, ни один из перечисленных нормативных актов не устанавливает механизм проведения испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте и обращению с охотничьим оружием.
2.3.3. Законопроект Законодательного Собрания Вологодской области
№618029-6, которым предусматривалась обязанность физического лица, желающего получить охотничий билет единого федерального образца, сдать экзамен на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты, требования безопасности при обращении с орудиями охоты, а также основы биологии диких животных, отклонен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2015 №7656-6ГД.
2.4. Право на добычу охотничьих ресурсов – не право осуществления охоты.
2.4.1. Частью 3 статьи 8 Закона об охоте установлено, что право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
2.4.2. Частью 2 статьи 29 Закона об охоте предусмотрено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В поддержку вышеуказанных норм статьей 7.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения, если разрешение обязательно (часть 1), а также за добычу копытных животных и медведей, относящихся к охотничьим ресурсам, без разрешения (часть 2). Санкция по части 2 статьи 7.11 КоАП РФ – лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет.
Частью 3 статьи 32.6 КоАП РФ установлено, что исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.
Парадокс – законодателем охотничий билет не назван документом, подтверждающим право физического лица осуществлять охоту, но исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулированием именно этого документа, не имеющего такого статуса.
2.4.3. Пунктом 10 Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 23.04.2010 № 121 (с 17.06.2015 прекратило действие), было предусмотрено, что для получения разрешения соответствующее физическое лицо (далее – заявитель) представляет заявление лично или по почте.
В заявлении указываются:
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- данные основного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- вид охоты, который предполагается осуществлять;
- сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;
- предполагаемые сроки охоты;
- места охоты;
- дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер.
Данный порядок не предусматривал предъявление заявителем, для установления его личности, ни охотничьего билета, ни основного документа, удостоверяющего личность заявителя. Соответственно, такое заявление мог подать любой гражданин, в том числе лицо, лишенное по тем или иным основаниям права осуществлять охоту, но не возвративший в месячный срок охотничий билет в выдавший его уполномоченный орган.
2.4.4. В пункте 11 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379, не предусмотрена проверка уполномоченным органом сведений о том, содержатся ли в государственном охотхозяйственном реестре сведения о заявителе.
В такой ситуации могут быть (вероятно они есть) случаи предъявления заявителями недействительных охотничьих билетов (сведения о выданных билетах еще не внесены в государственный охотхозяйственный реестр, либо охотничий билет аннулирован, но не возвращен охотником в уполномоченный орган).
2.4.5. Между тем, в пункте 19 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов предусмотрено, что получение разрешения осуществляется заявителем лично на основании предъявляемого заявителем охотничьего билета либо его уполномоченным представителем по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности, то есть, без предъявления охотничьего билета заявителя.
При таком подходе и учетом положения пунктов 3 и 4 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов можно получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов, вообще не имея охотничьего билета, указав в заявлении, например, вымышленные данные об охотничьем билете.
Значимость охотничьего билета и в этом нормативном акте можно поставить под сомнение.
2.5. Аннулирование охотничьего билета.
2.5.1. АННУЛИРОВАНИЕ (АННУЛЯЦИЯ) (от лат. annullo - уничтожаю) – отмена, объявление недействительным какого-либо акта, договора, прав или полномочий (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).
2.5.2. Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании, в том числе, в случае несоответствия физического лица требованиям части 1 статьи 20 Закона об охоте (пункта 1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России
от 20.01.2011 № 13).
2.5.3. Нормативно процедура аннулирования охотничьего билета законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов не установлена.
2.5.4. Общий смысл статей 17 и 18 Конституции Российской Федерации таков, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 3.8. КоАП РФ установлено, что лишение специального права назначается судьей.
2.5.5. Сложившуюся естественным образом процедуру аннулирования охотничьего билета у физического лица, не соответствующего требованиям части 1 статьи 20 Закона об охоте (пункту 1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13), следует расценивать как
ВНЕСУДЕБНОЕ ЛИШЕНИЕ данного лица специального права – права осуществлять охоту.
Так, при поступлении в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вступившего в законную силу приговора суда в отношении физического лица, совершившего любое умышленное преступление, данный орган принимает решение аннулировать охотничий билет.
Порядок принятия решения об аннулировании охотничьего билета, его форма (приказ, распоряжение и т.п.) не установлены.
2.5.6. В соответствии с частью 10 статьи 20 Закона об охоте предусмотрено, что в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета.
Кроме того, пунктом 25 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета предусмотрено, что в случае, если охотничий билет аннулирован по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета.
При этом пунктом 25.1 этого же порядка предусмотрено, что в случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Не ясен механизм действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях не возврата вышеуказанными лицами аннулированных охотничьих билетов в данный орган власти. Решения данного органа никаким распорядительным документом не оформлено.
По сути, для изъятия у такого лица аннулированного охотничьего билета органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации придется обращаться в суд, а это еще одна бюрократическая никаким нормативным актом дополнительная процедура.
2.5.7. Информирование заинтересованных сторон (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, охотпользователей, природоохранные учреждения, осуществляющих выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов) об аннулировании того или иного охотничьего билета Законом об охоте не предусмотрено.
2.5.8. Отсутствие единой по России базы данных лиц, получивших охотничьи билеты, не позволяет отследить процедуры выдачи и аннулирования охотничьих билетов в интересующем субъекте Российской Федерации. При существующем положении дел любому лицу, лишенному права осуществлять охоту, можно при наличии временной регистрации по месту пребывания получить новый охотничий билет.
2.5.9. Информирование (механизм) правоохранительных органов, осуществляющих выдачу лицензий на приобретение и разрешений на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного оружия, законодательством об охоте и об обороте оружия не предусмотрено.
2.5.10. Таким образом, информация об аннулированных охотничьих билетах (хотя бы в виде серии и номера охотничьего билета, фамилии, имени и отчества его владельца) должна быть общедоступной, соответственно, опубликованной на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или сайте Минприроды России.
2.5.11. Статьей 44 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
При этом за совершение преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 УК РФ, санкция в виде лишения физического лица права осуществлять охоту – не предусмотрена, между тем, предусмотрена конфискация охотничьего оружия, как орудия преступления.
Было бы логично при вынесении приговора за незаконную охоту назначать в качестве основного наказания и лишение права осуществлять охоту.
В настоящее время при существующем законодательстве при поступлении в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вступившего в законную силу приговора суда в отношении физического лица, совершившего незаконную охоту, данный орган принимает ВНЕСУДЕБНОЕ решение аннулировать охотничий билет.
2.6.Причины правовых пробелов.
2.6.1. Причины правовых пробелов в порядке выдачи и аннулирования охотничьего билета просматриваются в том, что разработчики порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13, не имеют практики работы с выдачей и аннулированием охотничьих билетов, не видят вышеизложенных проблем. Не запрашивают наличие таких проблем в регионах России.
Это заметно на примере приказа Минприроды России от 05.08.2015 № 343 «О внесении изменений в Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 г. № 13».
Разработчиками проекта приказа (ID 00/04-26531/06-15/7-4-5), опубликованного на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов, не предлагается механизм (процедура) аннулирования охотничьего билета в случае, если физическое лицо не соответствует требованиям части 1 статьи 20 Закона об охоте (пункту 1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13). В разделе обсуждения проекта приказа была рекомендация «исключить из данного проекта приказа нормы, касающиеся аннулирования охотничьего билета по основанию «несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка до изменения нормы части 1 статьи 21 Закона об охоте» в части, касающейся судимости физического лица. Рекомендация была отклонена (http://regulation.gov.ru/projects#npa=36240).
2.6.2. Следует предположить, что с целью аннулирования охотничьего билета ответственным лицом уполномоченного органа должно быть оформлено некое заключение, констатирующее фактические обстоятельства и вывод о том, что:
1) физическому лицу, в отношении которого в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации поступил вступивший в законную силу приговор (не важно, за какое умышленное преступление), ранее этим органом был выдан охотничий билет;
2) данное физическое лицо на основании вступившего в законную силу приговора имеет не снятую судимость;
3) имея не снятую судимость за ранее совершенное умышленное преступление, это физическое лицо не соответствует требованиям части 1 статьи 20 Закона об охоте (пункту 1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13);
4) охотничий билет, ранее выданный вышеуказанному лицу, подлежит аннулированию.
Руководитель органа должен рассмотреть вышеуказанное заключение специалиста и, либо утвердить такое заключение с резолюцией «утверждаю», либо издать приказ (распоряжение) об аннулировании охотничьего билета.
2.6.3. В процесс аннулирования охотничьих билетов включаются органы прокуратуры, обосновывая это тем, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не обладают исчерпывающей информацией о лицах, совершивших умышленные преступления и являющихся одновременно владельцами охотничьих билетов (охотниками). Это действительно так.
При выдаче охотничьих билетов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе запрашивать у физических лиц сведения о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
Информацию о привлечении к уголовной ответственности лица, имеющего охотничий билет и охотничье огнестрельное оружие, получить очень сложно. Правоохранительные органы очень неохотно дают такую информацию, ссылаясь на то, что она содержит персональные данные о таких лицах.
Восполняя этот пробел в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры готовы и уже сейчас подают исковые заявления об аннулировании охотничьих билетов у лиц, имеющих не снятую, непогашенную судимость за совершенные умышленные преступления.
2.7.Судебная практика по вопросам аннулирования охотничьих билетов у лиц, имеющих не снятую, непогашенную судимость за совершенные умышленные преступления.
Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан от 10.09.2013 (дело №2-8338/2013) прекращено производству по гражданскому делу по иску Минэкологии Республики Башкортостан об аннулировании охотничьего билета у физического лица, имеющего не снятую, непогашенную судимость за совершенное умышленное преступление в связи с тем, что статья 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по данному факту не требует обращения в суд.
Решениями Кировского районного суда г. Томска от 30.04.2013 по иску Томской межрайонной природоохранной прокуратуры, Бурзянского районного суда Республики Башкортостан от 24.04.2015 и Бижбулякского районного суда Республики Башкортостан от 17.04.2015 по иску Башкирской межрайонной природоохранной прокуратуры аннулированы охотничьи билеты
у физических лиц, имеющих не снятые, непогашенные судимости за совершенные ранее умышленные преступления.
ВЫВОДЫ:
а) Законодатель (в лице авторов Закона об охоте и подзаконных актов), возможно не видят нестыковки и недоработки вышеуказанных нормативных актов.
б) Вероятность лица лишиться охотничьего билета в результате его аннулирования в связи с наличием непогашенной или неснятой судимости за совершенное ранее умышленное преступление, и последующего ВНЕСУДЕБНОГО лишения права осуществлять охоту с использованием самоловов, собак охотничьих пород и ловчих птиц – можно расценивать, как нарушение его прав, предусмотренных статьей 2, частью 2 статьи 6, статьей 18, частью 2 статьи 19, статьей 55 Конституции РФ.
3. Дублирование требований минимумов знаний, которые может получить физическое лицо, изъявившее желание стать охотником, в процессе подготовки.
3.1. Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» установлено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Приказом Минобрнауки России от 5.04.2012 № 259 утверждены Требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
В случае обучения по программе, структура которой утверждена вышеуказанным приказом, обучающийся должен:
1) знать, в том числе:
- правила хранения, транспортировки, применения гражданского оружия;
- требования административного и уголовного законодательства в сфере оборота оружия;
- действия в период непосредственного применения оружия, в том числе
в целях обеспечения траектории выстрела, безопасного для третьих лиц;
2) уметь, в том числе, осуществлять прицеливание из оружия и производство из него выстрела;
3) владеть навыками безопасного обращения с оружием, в том числе при его ношении, хранении, применении, использовании и транспортировке.
3.2. Требования охотничьего минимума, утвержденные приказом Минприроды России от 30.06.2011 № 568, содержат требования техники безопасности при осуществлении охоты, в основном с охотничьим огнестрельным оружием.
Допуская возникновение обязанности кандидата в охотники проходить подготовку отдельно в части требований техники безопасности при осуществлении охоты с охотничьим огнестрельным оружием, то в части требований охотничьего минимума остаются вопросы по изучению лишь требований техники безопасности при осуществлении охоты с самоловами, и основ биологии диких животных.
3.3. В существующем охотничьем минимуме отсутствует информация об административной и уголовной ответственности за нарушение
правил охоты.
ВЫВОД: уровень серьезности и значимости существующего охотничьего минимума слишком низкий.
4. Анализ состояния дел в этой части общественных отношений Минприроды России не анализируется, не публикуется и до субъектов Российской Федерации не доводится.
5. Критика от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по всей видимости, не поступает.
6. Если допустить вероятность упразднения охотничьего билета
(при уже понесенных колоссальных затратах – упразднение, по всей видимости, не осуществимо, но…).
6.1. С упразднением охотничьего билета исключается административный барьер на пути реализации гражданином Российской Федерации права на осуществление охоты.
6.1.1. Приобретение оружия без охотничьего билета вполне реально.
В случае упразднения охотничьего билета и внесения соответствующих изменений в законодательство об оружии физическое лицо, изъявившее желание приобрести охотничье огнестрельное (пневматического) оружие, будет вправе подать в орган внутренних дел заявление, в котором укажет цель приобретения такого оружия (например, с целью охоты), сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия.
Сведения о лицах, приобретающих охотничье огнестрельное оружие, как и прежде, концентрируются и обрабатываться в единой по России базе данных владельцев оружия органами внутренних дел.
6.1.2. Приобретение разрешения на добычу охотничьих ресурсов без охотничьего билета.
6.1.2.1. Физическое лицо, изъявившее желание заниматься охотой, в соответствии уже с действующим законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, подает в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившему в установленном порядке охотхозяйственное соглашение, заявление о выдаче ему соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в котором укажет, в том числе, данные основного документа, удостоверяющего его личность.
6.1.2.2. Для идентификации охотника, осуществляющего охоту, с охотничьим огнестрельным оружием, необходимо проверить разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия и разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
6.1.2.3. Для идентификации охотника, осуществляющего охоту, без охотничьего огнестрельного оружия, достаточно проверить разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
6.1.2.4. Данные о количестве охотников, реально осуществляющих охоту, можно получить из сведений о количестве выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Таким образом упразднение охотничьего билета, как документа охотника, не повлечет за собой каких-либо негативных последствий. При этом снизится степень бюрократизации данной сферы общественных отношений.
7. Последствия для государства и бюджета от упразднения охотничьих билетов единого федерального образца.
7.1. Прекращение безвозвратных финансовых затрат субъектами Российской Федерации на изготовление бланков охотничьих билетов единого федерального образца.
7.2. Прекратится мнимая грамотность охотников в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и правил охоты.
7.3. Сократится объем информации о физических лицах, получивших охотничьи билеты, содержащей персональные данные о них, а также риски, связанные с утечкой этих данных в связи с несовершенством процедуры их хранения и обработки.
7.4. Уменьшится объем работы специалистов, привлекаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации к процедуре выдачи охотничьих билетов, оформлению документированной информации в условиях постоянной оптимизации и сокращений штатного персонала этих органов.
7.5. Государственный охотхозяйственный реестр сократится на один, но самый объемный, отчет, содержащий персональные данные об охотниках.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Наделить охотничий билет статусом документа, дающим его обладателю право на осуществление охоты, дополнив соответствующие нормы в закон об охоте.
2. В законодательстве об охоте необходимо предусмотреть обязательство прохождения специальных подготовительных курсов по изучению требований техники безопасности при осуществлении охоты с охотничьим огнестрельным оружием, с самоловами, ответственности за нарушение правил охоты, основ биологии диких животных.
3. Исключить из части 1 статьи 20 Закона об охоте условие, что охотничий билет выдается лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, тем самым приведя данную ному в соответствие с требованиями Конституции РФ, уголовного и административного законодательства, исключая впредь ВНЕСУДЕБНОЕ лишение права осуществлять охоту.
4. Ввести в санкции статьи 258 УК РФ уголовную ответственность за совершение любого из предусмотренных этой статьей преступления в виде лишения права осуществлять охоту на достаточно продолжительный срок, например от 3 до 5 лет.
5. Разработать единую базу данных лиц, получивших охотничьи билеты.
6. Предусмотреть единую базу данных аннулированных охотничьих билетов, доступную для всех заинтересованных лиц.
7. Рассмотреть вопрос о вероятности упразднения института охотничьего билета (как вариант).
P.S. Предложение упразднить институт охотничьего билета было впервые и единственный раз озвучено 3 июня 2015 г. на секции «Правовое обеспечение охотничьего хозяйства, развитие охотничьего законодательства» на Международной научно-практической конференции «Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана», посвященной 50-летию подготовки биологов-охотоведов (г. Киров).
Лишь трое из присутствовавших участников секции взяли слово и высказали свое отношение к предложению об упразднении охотничьего билета. Их отзывы были отрицательными относительно отмены охотничьего билета:
получение охотничьего билета – это традиция;
охотничий билет должен быть.
Все трое в один голос озвучили острую необходимость введения обязанности начинающего охотника сдавать экзамен по охотничьему минимуму.
28 июля 2016 года
Сообщений: 5331 июля 2016 года
Сообщений: 14501 августа 2016 года
Сообщений: 5301 августа 2016 года
Сообщений: 145