В настоящее время, в условиях развивающегося природопользования особенно актуальным становится вопрос скоординированного пользования разными природными ресурсами на одной территории, при котором хозяйственная деятельность нескольких пользователей не ущемляет их взаимные интересы. Достичь этого сегодня в существующем правовом поле достаточно сложно.
Так, в Курганской области находится в пользовании 97% от общей площади лесного фонда, охотничьих угодий — 70,2% от площади Курганской области, 81% от числа действующих рыбопромысловых участков. Долгосрочное пользование природными ресурсами в области осуществляют свыше 800 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Конституцией Российской Федерации отмечается, что отношения собственности на природные объекты в любой ее форме и элементы содержания права собственности (владения, пользования, распоряжения) должны преследовать удовлетворение публичных интересов нынешнего и главное - будущих поколений. Другими словами использование природных ресурсов должно проводиться рационально, с обязательным соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.
Интенсивное использование одного природного ресурса без сохранения других компонентов окружающей среды неминуемо приведет к «разбалансировке» всей экосистемы в целом, в итоге к потере целых биоценозов для будущих поколений. Так, сегодня образовалась конфликтная ситуация между использованием лесных ресурсов и долгосрочным пользованием охотничьих ресурсов: приоритет в правовом регулировании отдан использованию лесов, а не сохранению объектов животного мира и среды их обитания. В такой ситуации охотпользователи сталкиваются с проблемами при выполнении мероприятий по обеспечению сохранения численности охотничьих ресурсов. Приведу примеры возникающих проблем при использовании лесных участков в сфере ведения охотничьего хозяйства.
1. В соответствии с частью 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК) лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков, при этом в данном случае договор аренды должен заключаться без проведения аукциона. Однако, данное требование лесного законодательства выполнимо только при условии наличия свободных, т.е. не предоставленных в аренду лесных участков. Однако, на момент вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…» на территории Курганской области таковые участки уже отсутствовали. В настоящее время использование лесов в лесном фонде Курганской области осуществляется на основании 742 договоров, заключенных с арендаторами лесных участков. Только 14 из них - это договоры аренды использования лесов в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, при этом данный вид использования лесов включен как второй - «сопутствующий» в договорах аренды лесов, предоставленных в целях заготовки древесины.
В результате у действующих охотпользователей нет прав на использование лесов в целях ведения охотничьего хозяйства, а именно они не имеют право размещать объекты охотничьей инфраструктуры, к которой Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…» отнесены: стрелковые вышки, кормохранилища, подкормочные сооружения, питомники диких животных и другие объекты.
Сегодня законодательно не урегулирован важнейший вопрос: как вести охотничье хозяйство на лесных участках, предоставленных арендаторам лесных участков в целях «заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства» и «заготовки древесины»? В этих условиях речь не может идти о предоставлении участка в пользование и охотпользователь должен договариваться с правообладателем лесного участка, заключать ненужные договоры гражданско-правового характера, причем с установлением платы, как показала практика, за размещение обязательных к устройству биотехнических объектов. Ситуацию отягощает тот факт, что в соответствии с Договором о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, или Охотхозяйственным соглашением проведение биотехнических мероприятий является обязанностью охотпользователя. Таким образом, установление арендатором лесного участка своих требований, в том числе платы, является дополнительным обременением для охотпользователя при выполнении им своих обязанностей по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Согласно статье 12 Федерального закона «О животном мире» одним из принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами. Действующая статья 36 ЛК, устанавливающая порядок использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, фактически этот принцип нарушает. Действие данной нормы не способствует экономической защите интересов охотпользователей (статья 50 Федерального закона «О животном мире»), так как на практике приводит к ущемлению интересов охотничьего хозяйства в угоду интересам лесного хозяйства.
2. Во исполнение требований ЛК правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Курганской области установлены Законом Курганской области от 30 сентября 2010 года №53, в соответствии с которым виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляются только в соответствии с лесохозяйственными регламентами, на основании проектов освоения лесов и лесных деклараций.
Для сохранения объектов животного мира в лесных регламентах участковых лесничеств, а также проектах освоения лесов проектировщиками самостоятельно определяются количество и состав биотехнических объектов. Например, в соответствии с лесохозяйственным регламентом ГКУ «Белозерское лесничество» на целый административный район параметры разрешенного использования составляют:
№№ п/п |
Виды мероприятий |
Ед. изм. |
Ежегодный допустимый объем |
1. |
Устройство подкормочных площадок |
шт. |
7 |
2. |
Устройство кормушек для лося |
шт. |
8 |
3. |
Устройство солонцов |
шт./кг |
8/50 |
4. |
Подрубка осины, ивы |
м3 |
45 |
5. |
Заготовка сена для подкормки |
тонн |
5 |
6. |
Устройство галечников |
шт. |
4 |
7. |
Устройство порхалищ |
шт. |
14 |
8. |
Установка аншлагов, ограничивающих и запрещающих охоту, указателей |
шт. |
15 |
Это разрешенные объёмы мероприятий для девяти (!) охотничьих хозяйств:
- ООО АФ Камаганская (Камаганский) площадью 18,2 тыс. га;
- ИП Захаров А. М. (Суерское) – 37,5 тыс. га;
- Курганская РООиР (Чимеевское) – 45,2 тыс. га;
- Курганская РООиР (Заполойское) – 25,1 тыс. га;
- ЗАО Курганстальмост (Новозаборское) – 3,1 тыс. га;
- ОАО Курганмашзавод (Першинское) – 35,3 тыс. га;
- Белозерское РООиР (Ачикульское) – 13,9 тыс. га;
- Белозерское РООиР (Краснокрутихинское) – 18,6 тыс. га;
- Белозерское РООиР (Белозерское) – 35,7 тыс. га.
При этом совершенно не учитываются требования нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, согласно которым виды и состав биотехнических мероприятий определяются только материалами внутрихозяйственного охотустройства, исходя из установленного качества охотничьих угодий (требование приказа Минприроды России от 23 декабря 2010 года №559 «Об утверждении порядка организации и проведения внутрихозяйственного охотустройства»). Таким образом, основополагающие документы в области использования лесов и в области ведения охотничьей деятельности никак друг друга не учитывают.
Хотелось бы отметить, что деятельность в сфере охотничьего хозяйства всегда сопряжена с сохранением охотничьих ресурсов, под которым понимается деятельность по поддержанию охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем обеспечить видовое разнообразие и сохранить их численность в пределах, необходимых для их воспроизводства. Для этого в сегодняшней ситуации крайне необходимо закрепить в федеральном законодательстве возможность заключать соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти, предоставившим в пользование природный ресурс, и пользователем природного ресурса в части предоставления возможности арендатором лесного участка осуществлять охотпользователем обязательные биотехнические мероприятия, как одно из условий по сохранению животного мира.
Данный вопрос неоднократно обсуждался с Президентом общероссийской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» Т.С. Арамилевой. Благодаря инициативному предложению Татьяны Сергеевны Арамилевой 2 июня 2014 года состоялось совещание у заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации -руководителя Федерального агентства лесного хозяйства В.А. Лебедева на тему «Вопросы использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».
Основным и долгожданным решением стало предложение по внесению изменений в Лесной Кодекс РФ, в части установления возможности размещения объектов охотничьей инфраструктуры, без заключения договоров аренды лесных участков. Кроме того, по итогам совещания в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области лесного хозяйства будет направлено инструктивное письмо Минприроды России по разъяснению единой позиции в вопросах применения лесного законодательства в сфере ведения охотничьего хозяйства.
P.S. После опубликования статьи появилась имеющая отношение к этой теме публикация В.Л. Бодункова "С законом - "навигатором" по темному лесу".
01 июля 2014 года
Сообщений: 14508 июля 2014 года
Сообщений: 4614 декабря 2014 года
Сообщений: 5315 декабря 2014 года
Сообщений: 4629 декабря 2014 года
Сообщений: 14530 декабря 2014 года
Сообщений: 46