Африканская чума свиней на территории России распространяется скачками на большие расстояния, атипичным заносом вируса в дикую фауну. При типичном развитии эпидемического процесса последовательно проходит природно-очаговый цикл, переходный цикл от диких к домашним животным и в завершение развивается цикл среди домашних животных. При атипичном развитии циклы проходят в обратном порядке от циркуляции вируса среди домашних свиней к формированию природно-очагового цикла.
Источник: "Россельхознадзор"
В результате лабораторных исследований ФГБУ «ВНИИЗЖ» 25.07.2017 г. в патологическом материале, отобранном от домашних свиней, содержащихся в личных подсобных хозяйствах в Таврическом, Люблинском и Омском районах Омской области, выделен геном вируса АЧС. В соответствии с географическим анализом угроза заноса АЧС на территорию Курганской области во временном отрезке 3 года оценивается более чем 50%. По состоянию на 07.08.2017 года расстояние от ближайшего неблагополучного пункта АЧС до границы с Курганской областью составляет 360 км, что при скорости потоков груза составляет 5 часов. Исходя из крайней опасности АЧС для охотничьего хозяйства, необходимы действенные организационные меры по защите территории. В случае заноса АЧС на территорию Курганской области охотничьему хозяйству будет нанесён невосполнимый экологический и экономический ущерб на десятилетия.
Источник: Управление ветеринарии по Курганской области.
- Оценка рисков.
Информационно-аналитическим центром Россельхознадзора в 2008 году был подготовлен «Анализ риска заноса и распространения АЧС на территории РФ из Закавказья» (Владимир, 2008 г.). В целом, прогнозы специалистов по развитию ситуации с АЧС в России за девять лет подтвердились.
Векторы угрозы распространения АЧС в 2014 году. Источник: "Россельхознадзор"
Векторы угрозы распространения АЧС в 2016 году. Источник: "Россельхознадзор"
История распространения заболевания и скачкообразные вспышки АЧС за Уралом в 2017 году в личных подсобных хозяйствах подтверждают справедливость утверждения о распространении вируса АЧС, в первую очередь с транспортными потоками мясной продукции. Наибольшую опасность представляют личные подсобные хозяйства граждан, в которых для кормления используются пищевые отходы. Вектор распространения по прогнозам специалистов сделанным в 2014 году в настоящий момент сохраняется и подтверждается новыми очагами в Иркутской и Омской областях.
В сложившейся ситуации риски заноса АЧС в любое охотничье хозяйство за Уралом огромны. Региональный анализ риска заноса АЧС на территорию охотничьего хозяйства предлагается проводить в следующем порядке:
1. Анализ риска для охотничьего хозяйства необходимо начинать с географического анализа близости к транспортным магистралям. В качестве примера предлагаю географический анализ риска заноса АЧС на территории государственных природных заказников Курганской области по фактору близости к транспортным магистралям (рис.1). Условно выделено три группы риска. Высокая (красная) – непосредственная близость к транспортным магистралям или прохождение магистралей по территории государственного заказника. Средняя (желтая) – непосредственная близость к территориям с высокой степенью риска. Низкая (зелёная) – территории удалённые от первой и второй групп риска.
Рис.1 Красными значениями указана плотность популяции кабана (экспертная оценка) по состоянию на 01.08.2017 г.
2. На следующем этапе проводится географический анализ плотности и территориального расположения населённых пунктов на территории государственного заказника (охотничьего хозяйства). Пример такого анализа представлен на рис. 2 -3.
Рис.2. Анализ территориального расположения населённых пунктов на ООПТ в западной части Курганской области.
Рис.3. Анализ территориального расположения населённых пунктов на ООПТ в восточной части Курганской области.
С точки зрения возрастания риска заноса АЧС на территорию охотничьего хозяйства имеет значение количество и расположение населённых пунктов внутри территории. Наличие населённых пунктов не только на периферии, но и в центре охотничьего хозяйства значительно увеличивает риск заноса. Причем значение имеет не размер и число жителей населённого пункта, а количество личных подворий с содержанием свиней, свободный выгул домашних свиней и вероятность нелегального завоза поголовья домашних свиней в частные подворья. Для каждого населённого пункта устанавливается условная буферная зона 1 км, не исключающая нахождение домашних свиней в свободном выгуле. Необходима оценка вероятности захода диких кабанов в километровые буферные зоны.
3.Наличие поголовья домашних свиней у работников охотничьего хозяйства. С точки зрения рисков заноса на территорию охотничьего хозяйства имеет значение, так как большинство последних случаев заноса АЧС на новые территории связано с личным подсобным хозяйством, где кормление производится пищевыми отходами. На предприятиях свиноводства с высокой степенью защиты, работникам предприятий запрещено содержание свиней в собственных частных подворьях.
4.Наличие на территории охотничьего хозяйства скотомогильников и свалок, где возможно наличие пищевых отходов и трупов животных неустановленного происхождения. Расположение этих объектов в местах обитания диких кабанов.
5.Оценка плотности популяции кабана. Приказ МПР № 138 (в последней редакции от 07.06.2014 года) не даёт четких пределов максимальной плотности популяции кабана (до 80 особей/ 1000 га охотничьих угодий). Зимний маршрутный учет непригоден для определения достоверной численности этого вида. Необходима экспертная оценка работников охотничьего хозяйства, основанная на наблюдениях за посещением на подкормочных площадках и фиксации полового и возрастного состава семейных групп фотоловушками.
6.Наличие гибридной формы диких кабанов и домашних свиней. Появление нетипичных цветовых вариаций у особей дикого кабана указывает на наличие гибридных животных в популяции диких кабанов, которые более восприимчивы к болезням животных, чем дикие кабаны.
7.Трёхбалльная оценка (много, средне, мало) благополучия территории по клещам и другим эктопаразитам.
2. План профилактических мероприятий в охотничьем хозяйстве.
Для проведения конкретных профилактических мероприятий необходимо разработать план защиты территории охотничьего хозяйства, который должен включать следующие конкретные мероприятия с указанием периода их выполнения и ответственных лиц:
- Географический и факторный анализ оценки риска территории охотничьего хозяйства. Особое внимание уделяется территориальному расположению населённых пунктов, наличию возможных зон контакта со скотомогильниками, свалками бытовых отходов, свободный выгул домашних свиней.
- Экспертная оценка плотности населения кабана.
- Уточнение пространственного распределение участков обитания семейных групп.
- Усиленный охотничий пресс животных на периферии охотничьего хозяйства, в трёхкилометровой зоне прилегания к автомобильным дорогам, населённым пунктам, скотомогильникам и свалкам бытовых отходов.
- Концентрация животных подкормкой в труднодоступных местах охотничьего хозяйства. Приведение плотности населения кабана в охотничьем хозяйстве к уровню средней оптимальной плотности или минимальной оптимальной плотности, исходя из группы риска территории. В высокой и средней группе риска целесообразно привести плотность населения кабанов к минимальной оптимальной плотности вида в соответствии с проектными решениями по внутрихозяйственному устройству.
- Формирование половозрастной структуры популяции кабана. Запрет отстрела взрослых самок, обеспечивающих стабильность территориального распределения семейных групп. Первоочередной отстрел одиночных животных и подсвинков (полуторагодовалых животных), склонных к расселению. Первоочередной отстрел животных с изменениями в естественном окрасе при их выявлении.
- Запрет на содержание домашних свиней штатными работниками охотничьего хозяйства. Более мягкий вариант: запрет на скармливание пищевых отходов, запрет на завоз непроверенного поголовья, особые меры предосторожности при уходе и кормлении домашних животных.
- Контроль качества и происхождения кормов на подкормочных площадках для кабанов. Полный запрет подкормки пищевыми отходами, в том числе мясными кормами, а также кормами неизвестного географического происхождения.
- Выполнение ветеринарно-санитарных требований к содержанию и эксплуатации подкормочных площадок для кабана.
- Участие в эпизоотическом мониторинге во взаимодействии с государственной ветеринарной службой. Обеспечение 100% отбора проб на АЧС от павших диких кабанов и добытых животных в период охоты.
- Регулярный контроль территории на предмет падежа животных. Оперативное информирование государственной ветеринарной службы о всех фактах нетипичного поведения животных или их гибели.
- Регулярный контроль территории на предмет выявления фактов свободного выгула (выпаса) домашних свиней на территории охотничьего хозяйства (государственного заказника). При выявлении данных фактов оперативное информирование государственной ветеринарной службы.
- Оборудование специальных мест разделки добытых животных (актуально в природных очагах АЧС).
- Разъяснительная работа штатными работниками охотничьего хозяйства среди местного населения об опасности кормления домашних свиней пищевыми отходами и завоза непроверенного поголовья свиней.
- Разъяснительная работа штатными работниками охотничьего хозяйства среди охотников и местного населения об опасности оставления пищевых продуктов и остатков пищи на территории охотничьего угодья. Особую опасность представляют все виды колбас и свиного сала и их упаковки в связи с невозможностью тотального контроля происхождения мясного сырья.
- Распространение памяток (листовок) об АЧС среди охотников при получении ими разрешений на добычу охотничьих ресурсов и разъяснения опасности этого заболевания для охотничьего хозяйства.
Выводы. В соответствии с прогнозом по АЧС в Российской Федерации (ФГБУ "ВНИИЗЖ") факторы, способствующие распространению АЧС в РФ на протяжении всего периода эпизоотии, остаются без изменений:
1. Отсутствие единой федеральной\межведомственной программы по ликвидации заболевания и актуализированной для современных условий инструкции\правил по борьбе с АЧС, недостаток денежных средств на осуществление противоэпизоотических и профилактических мероприятий и выплату компенсаций за отчуждение в ходе ликвидации очага африканской чумы свиней, а также на восстановление поголовья пострадавших хозяйств.
2.Выраженный антропогенный механизм распространения заболевания: отсутствие должного учета поголовья в личных подсобных хозяйствах, скармливание животным необработанных пищевых отходов, нарушения в обеспечении режима биологической защиты производственных зон в личных подсобных и фермерских хозяйствах, на мелкотоварных и перерабатывающих предприятиях.
3. Нелегальные перевозки свиней, нерегламентированная утилизация патматериала и инфицированной продукции свиноводства.
В связи с этим, истерия по поводу кардинального снижения численности дикого кабана не имеет ни какого разумного начала. В Курганской области нет природного очага АЧС и первоочередные меры необходимо направить на максимальное снижение второго и третьего фактора.
15 августа 2017 года
Сообщений: 4615 августа 2017 года
Сообщений: 145