Более 90% участников форума «Лось и браконьерство» считают, что браконьерами добывается в 1,5 – 10 раз больше лосей, чем по разрешениям. Половина нарушений вызвана ошибками в управлении, 35% недостатками правового обеспечения, 15% социальными условиями. Надо менять систему и методы учета, контроля, охраны – 55%, распределения разрешений, специализацию и статус федерального органа управления – 45%.
Введение
Репродуктивный потенциал всех региональных группировок лося (Alces alces L) в пределах мирового ареала вида примерно одинаков. Наблюдаемые различия величины рождаемости определяются неодинаковой суровостью климата, влияющего на кормовые и защитные свойства угодий (Филонов, 1983; Дежкин, 1985; Данилкин, 1999). Неупорядоченная и неконтролируемая охота нарушает устойчивость возрастного распределения, снижает показатели воспроизводства, несколько увеличивая тем самым величину нереализованного репродуктивного потенциала (Глушков, 2001). Более значительно, плотность популяции зависит от интенсивности незаконной охоты. В России в начале ХХI в. величина браконьерской добычи лося составляла по федеральным округам от 1,7 до 5,7 квот законной добычи, в результате чего суммарная зимняя смертность приближалась к величине прироста поголовья, а плотность популяции оставалась стабильно низкой (Глушков, 2012). Плотность популяции лося в России, по сравнению с лосями, например, в скандинавских странах, оставалась в 7,4-23,6 раза, а величина законной добычи (трудно поверить) – в 135-250 раз ниже (Глушков, 2014). Последнее характеризует величину ущерба, наносимого браконьерством природе, государству и непосредственно охотникам ( и это только по одному виду диких копытных). Попытка оптимизировать ситуацию (имеется ввиду подписанный В. В. Путиным 18. 09. 2012 г. «Перечень поручений…» по усилению контроля охоты и охраны животных, п.п. 2,3) ни в указанные сроки (по п. 2 к 15. 11. 2012, п. 3. к 01. 01. 2013 г.), ни до сего времени не реализована. Проблема браконьерства остается и ее надо решать. Очевидна необходимость углубления исследований темы браконьерства, расширения информационного поля, подключения большего числа информированных людей к участию в минимизации данной проблемы.
Методика сбора материалов
В мае-июле 2012 г. в интернете на форуме Guns.ru прошло обсуждение темы «Лось и браконьерство», поднятой в статье «Черная дыра,…», опубликованной в Национальном охотничьем журнале «ОХОТА» (Глушков, 2012). Выставляя свою статью на обсуждение, я рассчитывал узнать мнение охотников и специалистов о количественной оценке браконьерской добычи и продвинуть разработку новой концепции борьбы с браконьерством в виде краткого проекта управленческого решения на уровне Госдумы или Президента. Фактический спектр обсуждаемых на форуме вопросов оказался шире: много внимания было уделено также причинам браконьерства и мерам по его сокращению. Около 70 участников форума из разных частей страны на протяжении 3 месяцев (май-июль 2012 г.) многократно, в среднем по 47 раз, высказали свое суждение по указанным вопросам. Скорректированные суждения по оценке величины браконьерства высказали 28 человек, из них 7 указали тенденцию ее изменения. Значительно большее внимание было уделено причинам браконьерства. По этой теме зарегистрировано 96 итоговых, поддержанных большинством участников, выступлений. Почти каждое второе выступление подчеркивало системный характер и распространяющееся на другие, кроме лося, виды дичи, проявление действия данной причины браконьерства. По вопросу о методах снижения браконьерства одобрено участниками 51 сообщение. Всего на форуме выставлено более 3000 постов (190 печатных страниц), содержащих мнение по обсуждаемому вопросу, примеры из практики, цитаты из литературных источников и правовых документов. В значительной части выступлений показаны механизмы браконьерства. Отдельные высказывания, в анонимной форме, приведена в статье в оригинальном виде (в форме обсуждения табличных данных). Весь ход обсуждения постоянно координировался организатором обсуждения, руководителем страницы на форуме Guns.ru С.П. Матвейчуком. Ему лично и всем участникам выражаю искреннюю благодарность за услугу и проделанную большую и очень важную работу. Мои функции свелись к предоставлению статьи, уточнению своих (авторских) позиций и постановке основной задачи обсуждения.
Результаты исследования
Величина браконьерской добычи. В обсуждавшейся на форуме статье величина незаконной добычи лося в среднем по стране составляла 4,1 квот фактической добычи по разрешениям. Распределение экспертных оценок браконьерства, сделанных участниками форума «Лось и браконьерство» представлено в табл. 1.
Таблица 1. Оценка величины браконьерской добычи лося в России
№ п/п |
Величина браконьерской добычи, в квотах законной добычи |
Количество сообщений |
Тенденция изменения величины браконьерства, число оценок |
|||
абс. |
% |
снижение
|
рост
|
без изменения
|
||
1 |
0 |
2 |
7,14 |
|
|
|
2 |
0,5-1,0 |
0 |
0 |
|
|
|
3 |
1,5-2,0 |
3 |
10,71 |
1 |
|
|
4 |
2,5-3,0 |
6 |
21,43 |
|
1 |
1 |
5 |
4,0 |
3 |
10,71 |
|
2 |
|
6 |
>4 |
10 |
35,72 |
|
1 |
|
7 |
10 и более |
4 |
14,29 |
|
1 |
|
|
Всего сообщений |
28 |
100,00 |
1 |
5 |
1 |
Почти 40% выступивших считают, что браконьерская добыча лося составляет меньше 4 квот законной добычи, 10,7% подтвердило уровень браконьерства в 4 квоты, а оценку «больше 4 квот» поддержало 35,7% участников обсуждения. Остальные 14,3% посчитали, что браконьеры изымают 10 и более квот. При оценке направления тренда констатировался рост браконьерства.
Привожу несколько цитат из выступлений по оценке браконьерской добычи:
– «Не могу понять, камрады на Ганзе – все в розовых очках что ли, или как? Лицензию одну-две выдают за зиму с центра, - для порядка, скорее всего. А так, на зимнем переходе с лесотундры в лесную зону маломальские охотнички у кого снегоход имеется, в уезде N. по реке S., легко берут по паре-тройке лосей. Лично знаю 2 охотников, взявших этой зимой-весной(!) около 30 лосей...И охотоведа в этом районе (район это административно территориальная единица РФ) вроде даже и никто в глаза не видел, может на бумаге кто-то числится. Помнится некий праведный фанат раньше принимал взносы на красный охотничий билет. Лося в лесотундре взять особо не сложно – все на виду. След увидал – он твой...Кочующих на юг зимой почти 100% выбивают. Тем не менее следующей осенью снова появляются».
– «Пробую ответить на вопросы со своей колокольни. 1. – Количественную оценку браконьерства (4 квоты) подтверждаю. 2. - Браконьерство усиливается».
– «Проблема в том, что браконьерят бригады у которых одно разрешение и 10 участников. Когда лося рвут на 10 человек - достается горсточка мяса и жил. Отсюда желание - перебить как можно больше, в итоге так и выходит: по одному лосю на человека».
– «С учетом своего опыта и более чем 30 летнего стажа охоты полагаю, что главная проблема браконьерства по лосю - это загонные охоты. Обладателями 1 разрешения отстреливается в разы больше. Лично я думаю что процент больше, совсем даже не в 4 раза, но это касается тех мест где я охотился. Основная масса лицензий закрывается в конце сезона, когда закрома полны. А самые "главные" браконьеры, это организаторы этих охот, арендаторы охотугодий, а кроме них егеря и охотоведы. Конечно далеко не все. Очень много порядочных людей, в том числе егерей и охотоведов. Загонная охота по лосю хуже браконьерства, это - ВАРВАРСТВО! А что до простых охотников, особенно местных, деревенских, то больше чем для пропитания семьи, они не возьмут. Конечно, и в семье не без урода. А с лицензиями творят следующее: поскольку нет сроков на вывоз мяса, то по отрывным талончикам его вывозят пока снегоход ходит и провозят в машине абсолютно законно ...(по моему в Канаде на вывоз продукции даётся 2 дня). Раз можно законно возить мясо то и охота продолжается пока снег держит ... С карабином ходят по разрешению на охоту на волка ...,а стреляют лося. Деревенские лося с собаками гоняют летом, когда в лесу никого нет ...(лосятина на столе круглый год).»
Судя по географии участников и их месту проживания (деревенский или городской), большой разброс оценок величины браконьерской добычи, частично, определяется региональными особенностями – традициями. Примерно по такой же схеме, а также под влиянием уровня обеспеченности населения, формируются и локальные различия интенсивности браконьерства. Многофакторная основа уровня браконьерства и не конкретизированные оценки величины незаконной добычи в категориях «больше 4» и «10 и более» затрудняют расчет по данным форума корректной оценки средней величины браконьерской добычи. Тем не менее, материалы таблицы 1 подтверждают данные статьи «Черная дыра…» и других работ (Данилкин, 2009) о существовании браконьерства, его массовом проявлении и большой интенсивности. В большинстве сообщений указывается, что проблема браконьерства в нашей стране имеет системный характер.
Причины браконьерства. В опубликованной нами статье не ставилась цель выявления причин охотничьего браконьерства. В упомянутых выше работах А.А. Данилкина и публикациях небиологического профиля (Вайсман, 2005) упоминаются социальные «корни», однако характеристики явления делались автором, а не самими охотниками. В этой связи материалы таблицы 2 представляют особый интерес.
Таблица 2. Основные причины браконьерства по лосю
№ п/п |
Причины браконьерской добычи лося и других видов диких копытных животных в России |
Количество сообщений |
|
абс. |
% |
||
1 |
Мало закрытых для охоты территорий |
1 |
1,04 |
2 |
Неупорядоченное использование оружия и спецтранспорта |
3 |
3,13 |
3 |
Давние традиции браконьерства |
3 |
3,13 |
4 |
Молчание СМИ |
3 |
3,13 |
5 |
Необоснованно большая цена путевок |
4 |
4,17 |
6 |
Пассивность честных охотников |
4 |
4,17 |
7 |
Бедность населения |
5 |
5,20 |
8 |
Низкая культура, жадность |
9 |
9,38 |
9 |
Несоответствие квот реальной численности |
10 |
10,41 |
10 |
Неправильная система распределения разрешений |
10 |
10,41 |
11 |
Неограниченный срок действия разрешения |
11 |
11,45 |
12 |
Слабый контроль соблюдения закона при проведении охот |
12 |
12,50 |
13 |
Коррупция в сфере контроля охот и распределения разрешений |
21 |
21,88 |
|
Всего сообщений |
96 |
100,00 |
В таблице 2 все причины, кроме п. 1, укладываются в русло причинно-следственной концепции прошедшего обсуждения и могут быть объединены в 3 основных группы: социальные (п.п. 3,6,7,8); непрофессиональное и неквалифицированное управление (п.п. 4,5,9,10,11); недостатки правовой поддержки охоты (п.п. 2, 12, 13). Судя по количеству выступлений по каждой из названных в таблице причин, роли перечисленных групп в формировании браконьерства распределены в обратном их изложению порядке: первое место в формировании браконьерства отдается недостаткам правовой поддержки охоты, второе место занимают непрофессиональное и неквалифицированное управление, третье – социальные причины. Считаю здесь уместным привести несколько цитат с форума, приоткрывающих завесу над механизмами отдельных причин браконьерства:
– «На мой взгляд, основные причины лосиного браконьерства в следующем:
1. Абсолютно несправедливая система распределения разрешений на добычу зверя. Для подавляющего большинства охотников сбраконьерить - это единственная реальная возможность добыть лося.
2. Обилие мелких умирающих населённых пунктов. Проблемы с работой (упадок местного с\х производства, массовый алкоголизм.) А жрать-то надо.
3. Коррупция «снизу» и «сверху». Все всех знают, прикрывают и отмазывают.
4. Низкий уровень культуры и потребительское отношение к природе, подкрепляемое нашей традиционной социальной несправедливостью. Нет у нас национальной идеи, чувства хозяина. 90 процентов охотников живёт по принципу «не я так другой».
– «Причины – отсутствие необходимого внимания со стороны государства к данному вопросу. Слабый контроль охотнадзора (либо его полное отсутствие), уровень подготовленности "специалистов" охотнадзора не позволяет полноценно выполнять возложенные функции ...(до суда доводят только дураков и то редко). Учёты лося не отражают действительной численности зверя из-за ошибок ЗМУ и умышленного занижения (с целью создания коррупционных схем при распределении лицензий). Отсутствие временных нормативов на вывоз мяса после закрытия лицензии позволяет его вывозить по отрывным талонам в любое закрытое для охоты время, а значит охота продолжается, несправедливое распределение лицензий, фактическая невозможность для простого охотника получить разрешение. Знаю лично охотников отстрелявших по 100 лосей и более и ни разу даже не державших в руках разрешение...(хотя люди готовы платить адекватную цену)».
– «На полноту картины далеко не претендую и порядок характерных случаев браконьерства делаю не по тяжести последствий (отдельная тема).
1. Местный житель, который добывает лося для пропитания себе и своим близким.
2. Он же, который еще и продает это мясо ( простые штрафы его могут не остановить - зависит от количества продаваемого в год, цен, прочего...). Может продавать и охоту.
3. Официальные или самостийные бригады (включающие людей по обеспечению связей, крыши, получения разрешения), которые по одной лицензии бьют до…и больше.. лосей. В основном проводят загонные охоты, в том числе и с собаками. Причина проста: 15 человек с одной лицензией будут долбить зверя пока не поймают и не заставят закрыть лицензию. Причем при наличии техники убивать будут варварски и много, чтобы у каждого морозилка от мяса ломилась.
4. Не официальные "коллективчики" (у которых изначально нет разрешения, или которые имеют его на большую официальную охоту, но охотятся "втихаря" от коллектива).
5. Охотники - промысловики (?), которые добывают, при случае лося себе на пропитание.
6. Городские (не местные охотники), которые по своей сути похожи на охотников п. 4, но которые еще могут покупать охоту у п. 2.
7. Они же, но только которые стреляют ради спортивного интереса (мало, но есть).
Ну и суммируя: сделать с браконьерством в нашей стране нельзя ничего, потому что менталитет нашего человека такой, какой он есть. И никакие меры, кроме глубоко карательных, от возможности урвать что-то на халяву нашего человека не остановят».
– «Думаю, что никакой "своей" цены у охотпользователя на разрешение нет. Только государственная. По моему, не только по 1500 р, но и по 15000 все бы брали, одну по осени с подхода, и одну зимой. Был бы выбор: 15000 и сам, или 60000 и с услугами. И все довольны были бы, и государство прибыль получало бы. Но у охотпользователя имеется виртуальная возможность навязать свои услуги к разрешению. Это путевка. А получается, что услуг на 60 тысяч тебе никто не оказывает, а деньги берут. Отсюда путь к браконьерству».
– «По УОП. Чиновникам не выгодно показывать реальное количество зверя. И давать лицензии чужим. УОП это вотчина чиновников (или кто сомневается?). Здесь приписки в сторону уменьшения численности зверя. Это одна из причин такого учета. Поэтому и обычные охотпользователи страдают (средняя температура по больнице не должна резко отличаться). А говорят УОП - наше все. Думаю, что к браконьерству это, а также количество, доступность и цена выдаваемых в разных местах разрешений имеют прямое отношение».
Меры по снижению браконьерства. Предложения по способам снижения браконьерства конкретизированы в 51 сообщении. Предложено 9 способов не получивших при обсуждении принципиальных возражений (табл. 3). Судя по аргументации (цитаты из отдельных выступлений приведены ниже), каждое предложение заслуживает внимания.
Таблица 3. Предлагаемые меры для снижения браконьерства
№ п/п |
Способы снижения незаконной добычи лося в России |
Количество сообщений |
|
абс. |
% |
||
1 |
Ввести новый метод для правильного учета поголовья диких копытных животных |
3 |
5,88 |
2 |
Наказание по ст. 258: убрать «условное», вменить «от 3 до 5 лет», вменить «лишение права пользования оружием» |
4 |
7,84 |
3 |
Ввести квотирование, адекватное численности |
5 |
9,80 |
4 |
Разработать регламент применения спец. транспорта |
5 |
9,80 |
5 |
Изменить систему распределения разрешений |
5 |
9,80 |
6 |
Изменить всю систему учета, квотирования и контроля добычи |
6 |
11,77 |
7 |
Ввести в состав бригады контролирующее лицо |
6 |
11,77 |
8 |
Создать специальные отряды федерального подчинения |
8 |
15,69 |
9 |
Изменить подчиненность и повысить статус федерального органа управления охотой (Министерство Рыбы и Дичи) |
9 |
17,65 |
|
Всего сообщений |
51 |
100,00 |
Цитаты из выступлений по теме «Способы снижения браконьерства»:
– «Предлагаемые меры – из охотнадзора просто выгнать бездарей ..., на конкурсной основе с использованием экзаменационной системы набрать пенсионеров "ментовки" имеющих опыт работы в оперативных службах дознания и следствия ...( я вас уверяю ...сбор доказательств, документирование , квалифицированный поиск и осмотр мест происшествия в решении выше поставленных задач имеет огромное значение ...+ эти люди выходят в работоспособном возрасте + получают неплохие пенсии и многие готовы активно работать).»
– «Возможно "ГЛУПОЕ" предложение , НО я бы просто в свободную продажу пустил лицензии по цене 15 000 руб. в неограниченном количестве и думаю, что многие (законопослушные) охотники купили бы право на охоту, НО очереди бы не выстроилось ... и больше чем сейчас лосей отстреляно бы не было».
– «Запретить метод ЗМУ. Все охотоведы и пользователи просто орут, что ЗМУ занижает численность в разы».
– «браконьеры не нравятся (мне ?) тем, что они держат за дураков простых охотников и государство».
– «сделать продажу разрешений, как на Западе, в банкоматах. Продавать разрешения за символическую сумму, но с очень коротким сроком действия – 10-15 часов».
– «Запрещается элементарно: с одной лицензией не более 2х человек + полное отсутствие транспорта (снежики и прочее). Контролируется элементарно, существующими силами надзора: приехал в лес, линию стрелков увидел - отобрал лицензию, выписал штраф, все. После такой меры поголовье зверя вырастет в разы».
– «Если запретить загонные, перебить такое количество с такой легкостью будет физически невозможно. Речь о чем? - найти самый простой и дешевый путь для сохранения популяции зверя. Мечтать о ротах инспекторов на вертолетах прикольно, но пока даже на горизонте нет этого, а популяцию надо сохранять СЕЙЧАС. Как? Первое – закон (не более 2х человек в списке по одному разрешению), видеорегистратор инспектору на шапку, и 500 литров бензина в сезон. Все просто: увидел кого угодно в лесу с оружием: лицензию покажите. Запомнил кто в списке, остальных встречных можешь смело оформлять на штрафы, ибо списки на рулонах туалетной бумаги отменены».
– «На территории N-i области в период с 01.01.12 по 30.04.12 зарегистрировано 54 сообщения, по которым приняты следующие решения:
Возбуждено 28 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ч.ч.1,2 ст.258 УК РФ (незаконная охота). С установленным лицом - 14 уголовных дел.
Приостановлено производство за отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого по 10 уголовным делам. Приостановлено производство: 1 уголовного дела предусмотренного статьей 208 ч.1 п.З УПК РФ <Местонахождение подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует – 1 дело. Отказано в возбуждении уголовного дела по 20 материалам. Все постановления об отказе в возбуждении уголовного дела принимаются на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие состава преступления), в связи с тем, что преступным деянием не причиняется крупный ущерб, отсутствие доказательств, указывающих на совершение лицом (группой лиц) незаконной охоты (оружия, гильз, свидетелей). Мало ли, ну пятна бурого цвета, ну куски шкуры, ну кости чьи-то. Оружия нет, гильз нет, свидетелей нет - спасибо, граждане, за бдительность, но ДЕЛА тоже нет».
– «создать специальные бригады по борьбе с браконьерами. Такая служба должна быть государственной и быть в подчинении на федеральном уровне. При этом контролировать необходимо все угодья без исключения будь то частник или кто еще. Любой охотпользователь при этом должен контролироваться. Сейчас охотпользователи предоставлены сами себе, мой участок, чего хочу то и ворочу. Иначе это будет очередное болото. Сейчас же каждый плавает как хочет».
– « Создать специализированный (охотничий) федеральный орган управления (видимо по аналогии с ГЛАВОХОТОЙ, В. Г. ) желательно под «крышей» Президента».
– «А участникам обсуждения (от имени форума) предлагаю подготовить открытое письмо президенту, с конкретными предложениями по установлению понятных и прозрачных правил распределения разрешений на право добычи охотресурсов, устранению условий способствующих процветанию браконьерства (на всех уровнях) и мер по противодействию коррупции в данной сфере ...»
Заключение
Чтобы доказать, что наши, российские лоси, не ущербные, имеют такой же потенциал продуктивности, как лоси скандинавских стран, мне пришлось несколько отойти от своих предпочтений в исследованиях и опубликовать работу по браконьерству. Обсуждение на форуме осветило эту проблему изнутри, детализировало явление, показало механизмы, формирующие и поддерживающие браконьерство не только по лосю, но и по другим видам ценных охотничьих животных. Полученные здесь оригинальные данные, на мой взгляд, пригодны для разработки программы оптимизации проблемы браконьерства. Имеется ввиду не просто принятие каких-то разовых мер, очередной компании, потуги которой будут быстро нивелированы сложившейся на сегодня системой браконьерства. Требуется иной подход и настоящий, Правительственный контроль. Как это сделать, должны подумать профильные специалисты. Не хотелось бы думать, что пессимистические прогнозы, прозвучавшие в выступлениях отдельных охотников, оправдаются. Иначе зачем государству поддерживать науку, работы охотоведов и честных охотников, если не обращать внимание на браконьерство. Я верю оптимистичному прогнозу одного из основателей концепции управления дикой жизнью А. Леопольда, провозгласившему еще в далеком 1933 г. лозунг: «ресурсы будут существовать вечно, если использовать их разумно». Давайте следовать этому девизу!
Список литературы
Вайсман А. Россия – браконьерская добыча / А. Вайсман // Охота. – 2005. № 4. С. 2-7.
Глушков, В. М. Лось. Экология и управление популяциями / В.М. Глушков. – Киров: ВНИИОЗ. РАСХН, 2001. – 317с.
Глушков В. Чёрная дыра, в которую утекают ресурсы, труд охотоведов и надежды охотников / В. Глушков // Национальный охотничий журнал ОХОТА. 2012. № 4. С. 2-5.
Глушков В.М. Избирательный отстрел лосей [Электронный ресурс] / В. М. Глушков. 2014. Региональные проблемы государственного управления охраной и использованием животного мира: Информационный бюллетень. Вып. 52 (18 июня 2014), 14 с. Режим доступа: spm-bulletin@yandex.ru
Данилкин А.А. Млекопитающие России и сопредельных регионов. Оленьи / А.А. Данилкин. - М.: ГЕОС, 1999.- 552 с.
Данилкин А.А. Динамика населения диких копытных России: Гипотезы, факторы, закономерности / А.А. Данилкин. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009.- 310 с.
Дёжкин В.В. Управление популяциями диких копытных / В.В. Дежкин // Зоология позвоночных. Проблемы управления ресурсами диких животных. - М.: Наука, 1985. - С. 66-127.
Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам рационального использования природных ресурсов, охраны объектов животного и растительного мира: Канцелярия Президента РФ. Пр-2506. Утвержден 18. 09. 2012 г. Ответственный: Медведев Д. А.
Филонов К.П. Лось. / К. П. Филонов. М.: Лесн. пром-сть, 1983. - 246 с.
Leopold A. Game Management. / А. Leopold. - Madison, Wisconsin, USA: The University of Wisconsin Press. 1986. - 481 p.
Комментариев нет.