Охотники редко задаются вопросом: «Что такое охота?». Им и так все ясно. У каждого охотника есть свой образ и свое представление охоты. Могут сказать: это страсть… процесс… труд… любовь… увлечение… зов предков… спорт… экстрим… самоутверждение…
Не-охотники и анти-охотники еще реже задаются этим вопросом. Им тоже все ясно. Но опять же по-своему, и совсем не так как первым. Они могут сказать: это варварство, это антигуманно, это пережиток пещерных времен, это истребление бедных животных, это… есть слова и термины похуже – мы не будем их упоминать здесь.
Автору, в отличие от первых, и вторых, не так все ясно с пониманием уникального феномена человеческой древней цивилизации, и поэтому он задался немного порассуждать на тему понимания феномена охоты на современном этапе бурно глобализирующегося человеческого сообщества.
Ниже мы приводим небольшую совокупность произвольных постулатов и фрагментов отдельных размышлений о понимании и не-понимании «что есть охота, как культурно-исторический феномен, который, на наш взгляд, сформировал Homo Sapiens и саму человеческую цивилизацию.
Наше определении охоты (в первом приближении):
- Охота - универсальное эволюционное приспособление живого.
- Охота - это одна из форм всеобщей ассимиляции, присутствующей в живом и неживом мире, обусловленная фундаментальными законами мироздания (энтропийность, взаимодействие материи-энергии-информации).
Так же нам нравится определение Г.А. Югая: «охота как форма адаптации к окружающей среде... как активная сторона движения, адаптация есть наиболее универсальный способ самообоснования жизни, наиболее полное, всестороннее (всеобщее) выражение биологического causa sui» [5].
Созвучно автору размышление Карлоса Кастанеды: «в глубине души, охотник, более чем кто-либо, живет прошлым и настоящим, сохраняет в себе инстинкты и древние привычки, наслаждается их игрой, их архетипической энергетикой. Будущее для него - это часто просто ожидание охоты и нового погружения в прошлое, через настоящее».
Проникновение охотника в мир природы, его восприятия и ощущения иные, чем ощущения натуралиста, свободного созерцателя.
Охотник включен в природную ситуацию. Его взаимодействие с природным миром - это более полное слияние, единство, более глубокое проникновение (взаимопроникновение) и зависимость.
Нечто похожее на ощущения спортсмена-экстремала (альпинизм, подводное плавание и др.), но со своей спецификой.
Такая «включенность» в природный мир в процессе охоты у охотника наблюдается не всегда. Кроме индивидуальных характеристик (параметров и свойств) личности, на «включенность» влияет множество других факторов. Особое значение имеет «захваченность процессом охоты», степень изоляции от элементов, связывающих охотника с цивилизацией и другие факторы. Поэтому имеет смысл рассмотреть понятие «подлинной охоты», основанной на многовековых традициях и алгоритмах охотничьей деятельности, где происходит действительное погружение в состояние слияния с природой, т.е. возвращение к синкретичному мироощущению и деятельности - и понятие «индустриальной охоты» («охота» из под фар, с вертолета, забой северных оленей на водных переправах). В случае «индустриальной охоты» тоже есть стресс, экстрим, азарт — но фактически (объективно) охотник уже выпадает из природной цепи, из взаимосвязей в экосистеме, как обыкновенный вид на вершине пищевой экосистемной пирамиды. Он уже выступает как внешняя надприродная сила, стремящаяся установить приоритет (диктат) социальных (индустриальных) законов над законами природы.
Главное не-понимание в современном сознании общества по отношению феномены охоты заключается в следующем:
- мы не понимаем на сколько это сложный синкретический процесс, деятельность, которая включает в себя мобилизацию инстинктов, психофизиологических и интеллектуальных качеств, приобретенных человеком (человечеством) за долгую предысторию (от 2 до 5 млн.лет) охотничьего этапа эволюции непосредственных предков Homo Sapiens;
- мы не понимаем, что уникальный феномен охоты по настоящему не исследован и хранит много тайн, раскрытие которых обогатит фундаментальную науку и может иметь самые серьёзные практические последствия в судьбе человеческой цивилизации;
- мы не понимаем тех ценных компонентов феномена охоты, лежащих на поверхности, которые в настоящее время и в ближайшем будущем мы можем (и должны) использовать в практике мирового хозяйства, при осуществлении процессов экологизации различных сторон жизнедеятельности мирового человеческого сообщества (создание биосферного планетарного хозяйства; управления дикой природой на принципах минимального вмешательства; поддержание видового разнообразия биогеоценозов и их динамического равновесия; выстраивание стратегии оптимальной деятельности для достижения результата в условиях естественной природной среды, в экстремальных условиях; и мн. др.).
Георгий Гачев, например, считал, что: «для полноты понимания охоты, для более глубокого проникновения в генезис охоты (охотничьей деятельности и психологии охотника) имеют большое значение исследования архаичных охотничьих культур, уцелевших отдельными пятнами на мировой карте - это, в первую очередь, аборигенные вымирающие и медленно стагнирующие этносы Сибири и Дальнего Востока (в России), а также охотничьи культуры аборигенных этносов Австралии, Южной, Северной и Мезо-Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Океании. Расшифровка и интерпретация каждой неповторимой этнической охотничьей картины мира, позволяет ввести в научный оборот «первичные интуиции, которые существуют в сознании всех членов данной национальной (этнической — А.В.) культуры». [2]
Любопытное размышление мы обнаружили у П. Бергера и Т. Лукмана: «В процессе разделения труда, развиваются те области знания, которые имеют отношения к конкретным видам деятельности... К примеру, словарь обозначений различных способов охоты использующегося для этого оружия, животных, на которых охотятся и т.д. Совокупность рецептов, которые нужно знать, чтобы правильно охотиться. Это необходимая составляющая институционализации этой области поведения. По мере того, как институт охоты принимает определенные очертания и продолжает существовать во времени, эта область знания выступает в качестве объективного описания этого института... Целая часть этого мира объективируется посредством этого знания. Может возникнуть объективная «наука» охоты, как экономической деятельности.
Система знания передается следующему поколению. Оно воспринимает ее как объективную истину в ходе социализации, интернализируя ее таким образом в качестве субъективной реальности.
В свою очередь эта реальность может оказывать влияние на формирование индивида. Она создает особый тип человека, а именно охотника, идентичность и биография которого в качестве охотника имеют смысл лишь в том мире, который сформирован указанной выше системой знания...
Ни одна часть институциализации охоты не может существовать без определенного знания, которое было создано обществом и объективировано по отношению к этой деятельности. Быть охотником и охотиться - значит вести такое существование в социальном мире, которое определяется и контролируется этой системой знания.» [1]
Мы предполагаем, что изначально, осознанно или подсознательно, исследователь охотничьей деятельности задает определенные ценностные рамки, ранжирует те или иные элементы охоты, предавая им разный вес и значимость. На наш взгляд, этот аспект субъективного отношения заслуживает самого серьезного внимания, так как во многом определяет результаты и выводы исследования. Если мы будем последовательны и объективны, то неизбежно придем к выводу о ключевой роли аксиологии охотоведения и аксиологии самого феномена охоты, обуславливающих ценностные позиции исследователей и получаемый ими результат.
В настоящее время аксиология охотоведения и аксиология охоты практически не разработаны, за исключением редкого обращения отдельных авторов: Ю.И. Касаткин, С.П. Матвейчук и др. [3, 4].
Феномен охоты, культура охотничьей цивилизации и ее современных реликтов в первую очередь должны быть подвергнуты всестороннему анализу. Это может принести самые неожиданные и необходимые ответы, имеющие жизненно важное значение для развития человеческой цивилизации.
Богатейший культурно-исторический и научно-исследовательский потенциал феномена охоты, изучение многотысячелетнего наследия охоты, как культурного феномена с позиций междисциплинарных, системных, реконструктивно-моделирующих подходов обещает серьезные открытия, обладающие особенной ценностью для современного этапа развития человеческой цивилизации.
Научный поиск и экспериментальные исследования феномена охоты особенно плодотворными могут быть в социально-историческом, философском направлении охотоведческой науки; Возможно даже формирование самостоятельных исследовательских дисциплин, как антропология охоты; социология охоты; психология и палеопсихология охоты; этика; аксиология; философия и футурология охоты как социального феномена.
В настоящее время общественные (гуманитарные, социальные) науки в процессе построения своих гипотез и теорий, в процессе проведения исследований, сбора фактического материала, его интерпретации в подавляющем большинстве случаев игнорируют социогенетическое прошлое человека-охотника, создавая стерильные кабинетные теории...
Понимание глубинной природы охоты позволяет более точно прогнозировать и моделировать дальнейшую эволюцию современного человека и планетарной человеческой цивилизации, более адекватно оценивать ее перспективы в космическом масштабе.
Список литературы
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура,1995. - 480 с.
- Касаткин Ю.И., О монистическом взгляде на охоту. Избранные работы, Киров, 1983 - рукопись
- Матвейчук С.П. Российское охотоведение и проблемы организации охотничьей деятельности : автореф. дис. … канд. с.-х. наук : 06.02.03 / С.П. Матвейчук ; Всероссийскй научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства. - Киров, 2002. - 24 с.
- Югай Г.А. Общая теория жизни. — М., 1985. – 256 с.
08 сентября 2015 года
Сообщений: 5325 апреля 2017 года
Сообщений: 2