На рассмотрении Государственной Думы РФ находится внесенный Правительством РФ законопроект № 356397-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (21 марта 2018 г. принят в первом чтение).
В части, касающейся незаконной охоты (статья 258 УК РФ) предлагается ужесточить санкции, установить стоимостной критерий крупности ущерба, а также ввести еще один, новый квалифицирующий признак, влекущий наступление уголовной ответственности – охота причинившая особо крупный ущерб.
Статья дополняется примечанием, устанавливающим, что крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, а особо крупным – сто двадцать тысяч рублей.
Таким образом, за незаконную охоту предлагается в 2-3 раза, а то и более раз ужесточить санкции, установить стоимостной критерий крупности ущерба, а также ввести еще один, новый признак, влекущий наступление уголовной ответственности – охота, причинившая особо крупный ущерб.
Недавно уже произошло ужесточение наказания. Приказом Минприроды России внесены изменения в Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, которые вступили в силу с 12 февраля 2018 года. Так, например, размер вреда (ущерба) за незаконную добычу самца лося, сибирского горного козла, овцебыка стал 240, за самку 400 тыс. руб.; соответственно за пятнистого оленя, лань, тура, кабаргу – 180 и 300 тыс. руб. и т.д. Таксовые расценки для большинства видов увеличились в 2, для соболя и выдры – в 3, кабарги – в 4, ондатры – в 5 раз. Они установлены произвольно и содержат в себе скрытый элемент денежного штрафа. Это противоречит принципам юридической ответственности – двойное штрафование за одно и то же правонарушение, то есть взимание штрафа, налагаемого в административном или уголовном порядке, и штрафа под видом возмещения вреда.
Согласно законопроекту неправомерная добыча любого копытного животного, медведей должна квалифицироваться как охота, причинившая особо крупный ущерб и должна влечь штраф в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет.
Считаем целесообразным рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прекратить порочную практику произвольного установления таксовых расценок, увеличивающихся при каждом пересмотре, и вернуться к компенсаторному (правовосстановительному) принципу расчета и взыскания причиненного ущерба объектам животного мира, а также отклонить предложенный законопроектом новый квалифицирующий признак – охота, причинившая особо крупный ущерб и примечание к статье 258 УК РФ, касающееся определения размера крупного (40 тыс. руб.) и особо крупного ущерба (120 тыс. руб.), как необоснованное и чрезмерно криминализирующие незаконную охоту. Именно отсутствие в настоящее время стоимостного критерия оценки крупного ущерба позволяет правоприменителям учитывать экологическую ценность и другие биологические параметры популяций и группировок животных разных мест обитания, на что ориентирует судебную практику Пленум Верховного Суда РФ.
Кроме того необходимо снять с обсуждения рабочей группы Государственной Думы и Совета Федерации РФ по совершенствованию правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов законопроекта о введении в УК РФ новой статьи 258.2 – незаконный оборот особо ценных охотничьих ресурсов, предусматривающей, что незаконные содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных охотничьих ресурсов, их частей и производных – наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Если указанные деяния совершены организованной группой, санкции более строги – лишение свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет и т.д.
При этом в пояснительной записке к законопроекту указывается, что в перечень особо ценных охотничьих ресурсов для статей 226.1 и 258.2 УК РФ, устанавливаемый Правительством РФ, надо внести кабаргу, дикого северного оленя, благородного оленя, косулю, лося, овцебыка, серну, сибирского горного козла, тура, снежного барана, рысь, соболя.
Проектируемое усиление ответственности за незаконную охоту и оборот продукции не соразмерно характеру и последствиям совершенных правонарушений, не отвечает принципам законности и справедливости наказания.
Ужесточением ответственности за незаконную охоту и оборот продукции проблему браконьерства не решить, а вот количество жертв среди людей увеличить можно. По данным Минприроды России в 2016 году в стране было зарегистрировано 122, в прошедшем 2017 – 116 угроз в адрес должностных лиц и нападений на них. В среднем каждые три дня один из государственных инспекторов становится жертвой преступных посягательств.
Н.В. Краев, И.А. Домский
ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, г. Киров, Россия
Комментариев нет.