ОБ УТРАТЕ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ ПРИ ИХ НЕРАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ

Впервые опубликовано: Шулятьев А.А. , Козлов Ю.А. Об  утрате охотничьих ресурсов при их нерациональном использовании.  Современные научные тенденции в животноводстве, охотоведении и экологии: Сборник статей Международной научно-практической конференции, 16 февраля 2017 года. – Киров: Вятская ГСХА, 2017. –. С. 172-175

Шулятьев А.А. 1, Козлов Ю.А. 1,2

1ФГБОУ ВО Вятская ГСХА г. Киров, Россия

2ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, г. Киров, Россия

Проведён анализ использования лимитов добычи бурого медведя и отдельных видов диких копытных животных на территории Российской Федерации, определен размер ежегодной утраты охотничьих ресурсов по причине их нерационального использования. Убытки государства из-за неполного освоения квот в закреплённых угодьях рекомендуется возложить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым эти ресурсы переданы в пользование.

На добычу бурого медведя и диких копытных животных устанавливаются лимиты. Рассчитываются лимиты по нормативам допустимого изъятия, утверждёнными Минприроды РФ. Использование охотничьих ресурсов в пределах лимитов не превышает естественные воспроизводственные возможности популяций, не наносит вреда животному миру. Такая охота является «эффективной формой сохранения живой природы, охраны и восстановления охотничьих ресурсов»[1]. Как отмечают авторы, именно в охоте наглядно воплощается ведущий тезис Всемирной Конвенции о биоразнообразии - «разумное использование биологических ресурсов - действенное средство их охраны». Не использование охотничьих ресурсов, неполное освоение лимитов добычи не создаёт запасов для охоты в будущем, ведёт к утрате ресурсов.

Охота на диких копытных животных и бурого медведя популярна среди охотников. Ресурсы этих видов пользуются большим спросом у населения, превышающим возможность его удовлетворить в связи с ограниченностью. Стратегия развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 г. [7] предусматривает увеличение численности охотничьих животных, введение в качестве одного из основных критериев оценки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «состояние численности охотничьих животных в охотничьих угодьях». В данной работе проводится анализ использования имеющихся охотничьих ресурсов.

Сведения об утверждённых лимитах, размерах добычи диких копытных животных, бурого медведя на территории Российской Федерации получены из официальных источников [2], [3].

Состояние использования ресурсов некоторых видов диких копытных животных и бурого медведя на территории Российской Федерации отражено в таблице 1.

Таблица – Отношение размеров добычи ресурсов диких копытных животных и бурого медведя к установленным лимитам на территории РФ, %

Вид

Год

2010

2014

2015

Лось

67,50

76,3

76,39

Косуля

73,58

61,5

70,87

Благородный олень

52,72

61,1

63,07

Дикий северный олень

45,46

60,0

61,36

Бурый медведь

33,9

30,5

31,42

 

Значительная доля допустимых к изъятию охотничьих ресурсов не используется. Ежегодно утрачивается почти четвертая часть допустимых к добыче ресурсов лося, 29-38% ресурсов косули, оленей. Ресурсы медведя ежегодно недоиспользуются почти на 70%.

По действующим правилам сбор за пользование объектами животного мира оплачивают охотники при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов [4], [5]. Сумма сборов зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Полученные средства направляются на содержание органов, следящих за сохранностью объектов животного мира, на проведение мероприятий, предназначенных для борьбы с нарушителями законодательства в сфере охраны животного мира и др. [6].

Часть названных выше утраченных охотничьих ресурсов бывает оплачена охотниками, взявшими разрешения на добычу, но не реализовавшими их [8].

Однако большая доля неиспользованных ресурсов остаётся не оплаченной. Ввиду административных ограничений, высоких, не доступных для многих охотников цен на путёвки, устанавливаемых долгосрочными охотпользователями, и др., охотники не получают разрешения на добычу, платежи за пользование объектами животного мира в государственный бюджет не поступают. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых должна быть направлена на рациональное использование охотничьих ресурсов и учитывать экологические, социальные, экономические интересы всего общества, не испытывают никакой озабоченности из- за не освоения квот. Как следствие, для получения более высоких, не обеспеченных ресурсами квот, стало обычным явление преднамеренного завышения долгосрочными охотпользователями численности животных в угодье. В практике охотхозяйственной деятельности встречается и занижение долгосрочными охотпользователями численности охотничьих ресурсов для уменьшения квот и ограничения количества охотников, посещающих хозяйство, что также ведёт к утрате неиспользуемых ресурсов и сокращению суммы сборов за пользование объектами животного мира,

Учитывая социальную значимость охотничьих ресурсов, не следует допускать занижения квот под надуманными предлогами. Оплату сборов за пользование объектами животного мира в отношении наиболее важных в хозяйственном отношении охотничьих ресурсов рекомендуется возложить на долгосрочных охотпользователей в размере устанавливаемых квот. В этом случае сборы будут выполнять не только фискальную функцию, но и стимулировать долгосрочных охотпользователей на рациональное использование охотничьих ресурсов.

 

Литература

  1. Сафонов В.Г., Дёжкин В.В. От ведомственной разобщённости – к комплексному природопользованию // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. - 2007. - №1.
  2. Государственное управление ресурсами. Охота и охотничьи ресурсы. Специальный выпуск.-2011.-663 с.
  3. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».-М.:Минприроды России; НИА-Природа.-2016.-39 с.
  4. Зеленов А.Н. Некоторые проблемы применения налогового законодательства в сфере охоты. Современные проблемы природопользования, охотоведения, звероводства.-В.1.-2007.-С.165.
  5. Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».
  6. Сафонов М.А. Оценка потенциала биологических ресурсов: основные подходы и проблемы реализации. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал.-2013.-№2 (6).-С.35-42.
  7. Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р.
  8. Шулятьев А.А., Батков Ф.С., Фарукшин А.В. Эффективность использования охотничьих ресурсов общедоступных и закреплённых угодий //Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию подготовки охотоведов в Вятской ГСХА: Сборник научных трудов. – Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2015. – 224 с.

 

Глеб Викторович Егоров Глеб Викторович Егоров

18 апреля 2018 года

Сообщений: 23
Существует практика оплаты охотпользователями всего объема сбора за пользование объектами животного мира, предусмотренного квотами (копытные, медведь, рысь, барсук), а также в отношении ряда видов пушных животных и пернатой дичи. Лишь по предъявлении платежных документов охотпользователям госорганом выдаются бланки разрешений. Эта процедура несколько не соответствует НК РФ, при этом удобна госоргану для контроля оплаты сбора, налоговой службе - удобно учитывать сбороплательщиков. По окончании сезона охоты охотпользователи пишут заявление о возврате излишне оплаченного сбора, что подтверждает госорган справкой, в которой сообщается, что охотпользователем не были выданы разрешения. Так что, такое развитие событий никак не подстегнет охотпользователя осваивать выделенные квоты. Поведение охотпользователей напоминает поведение "собаки на сене".
Александр Анатольевич Шулятьев Александр Анатольевич Шулятьев

24 апреля 2018 года

Сообщений: 2
В статье не идёт речь о возврате охотпользователям из госбюджета (при неполном использовании квот) «оплаченного сбора». Авторы исходят из того, что государство передаёт охотничьи ресурсы (свою собственность) в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые и должны оплачивать эти ресурсы, вносить сборы за пользова ние объектами животного мира (без какого либо возврата) в размере утверждённых квот. Не вина государства, что эта переданная собственность утрачивается охотпользователями. Неполное использование квот, ведущее к утрате востребованных у населения охотничьих ресурсов, должно ложиться бременем на долгосрочных охотпользователей, хотя бы в виде оплаты сборов за пользование объектами животного мира.
Глеб Викторович Егоров Глеб Викторович Егоров

28 апреля 2018 года

Сообщений: 23
Сейчас в налоговом законодательстве плательщиком сбора является физлицо, получающее разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Даже если этот порядок дополнить плательщиком-охотпользователем, навряд ли будет законным вменение обязанности оплачивать сбор за все квоты. "Частники" вообще об этом незаморачиваются. Средств на бутерброд с маслом и икрой хватает не зависимо от доли реализованных квот. Это общественным организациям сколько не выдели - мало. Вот и "рисуют" ЗМУ. Нужен какой-то механизм, предусматривающий обязанность охотпользователя выбирать всю квоту. Где то за границей такие примеры есть. Пунктом 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов ЕСЛИ добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот. ВОТ, над чем нужно подумать. Боюсь, что "частники" и тут найдут выход - будут закрывать разрешения, не выходя в охотугодья. Звучит пессиместично. Надо думать и искать механизм.
Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка