Впервые опубликовано: Шулятьев А.А. , Козлов Ю.А. Об утрате охотничьих ресурсов при их нерациональном использовании. Современные научные тенденции в животноводстве, охотоведении и экологии: Сборник статей Международной научно-практической конференции, 16 февраля 2017 года. – Киров: Вятская ГСХА, 2017. –. С. 172-175
Шулятьев А.А. 1, Козлов Ю.А. 1,2
1ФГБОУ ВО Вятская ГСХА г. Киров, Россия
2ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, г. Киров, Россия
Проведён анализ использования лимитов добычи бурого медведя и отдельных видов диких копытных животных на территории Российской Федерации, определен размер ежегодной утраты охотничьих ресурсов по причине их нерационального использования. Убытки государства из-за неполного освоения квот в закреплённых угодьях рекомендуется возложить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым эти ресурсы переданы в пользование.
На добычу бурого медведя и диких копытных животных устанавливаются лимиты. Рассчитываются лимиты по нормативам допустимого изъятия, утверждёнными Минприроды РФ. Использование охотничьих ресурсов в пределах лимитов не превышает естественные воспроизводственные возможности популяций, не наносит вреда животному миру. Такая охота является «эффективной формой сохранения живой природы, охраны и восстановления охотничьих ресурсов»[1]. Как отмечают авторы, именно в охоте наглядно воплощается ведущий тезис Всемирной Конвенции о биоразнообразии - «разумное использование биологических ресурсов - действенное средство их охраны». Не использование охотничьих ресурсов, неполное освоение лимитов добычи не создаёт запасов для охоты в будущем, ведёт к утрате ресурсов.
Охота на диких копытных животных и бурого медведя популярна среди охотников. Ресурсы этих видов пользуются большим спросом у населения, превышающим возможность его удовлетворить в связи с ограниченностью. Стратегия развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 г. [7] предусматривает увеличение численности охотничьих животных, введение в качестве одного из основных критериев оценки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «состояние численности охотничьих животных в охотничьих угодьях». В данной работе проводится анализ использования имеющихся охотничьих ресурсов.
Сведения об утверждённых лимитах, размерах добычи диких копытных животных, бурого медведя на территории Российской Федерации получены из официальных источников [2], [3].
Состояние использования ресурсов некоторых видов диких копытных животных и бурого медведя на территории Российской Федерации отражено в таблице 1.
Таблица – Отношение размеров добычи ресурсов диких копытных животных и бурого медведя к установленным лимитам на территории РФ, %
Вид |
Год |
||
2010 |
2014 |
2015 |
|
Лось |
67,50 |
76,3 |
76,39 |
Косуля |
73,58 |
61,5 |
70,87 |
Благородный олень |
52,72 |
61,1 |
63,07 |
Дикий северный олень |
45,46 |
60,0 |
61,36 |
Бурый медведь |
33,9 |
30,5 |
31,42 |
Значительная доля допустимых к изъятию охотничьих ресурсов не используется. Ежегодно утрачивается почти четвертая часть допустимых к добыче ресурсов лося, 29-38% ресурсов косули, оленей. Ресурсы медведя ежегодно недоиспользуются почти на 70%.
По действующим правилам сбор за пользование объектами животного мира оплачивают охотники при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов [4], [5]. Сумма сборов зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Полученные средства направляются на содержание органов, следящих за сохранностью объектов животного мира, на проведение мероприятий, предназначенных для борьбы с нарушителями законодательства в сфере охраны животного мира и др. [6].
Часть названных выше утраченных охотничьих ресурсов бывает оплачена охотниками, взявшими разрешения на добычу, но не реализовавшими их [8].
Однако большая доля неиспользованных ресурсов остаётся не оплаченной. Ввиду административных ограничений, высоких, не доступных для многих охотников цен на путёвки, устанавливаемых долгосрочными охотпользователями, и др., охотники не получают разрешения на добычу, платежи за пользование объектами животного мира в государственный бюджет не поступают. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых должна быть направлена на рациональное использование охотничьих ресурсов и учитывать экологические, социальные, экономические интересы всего общества, не испытывают никакой озабоченности из- за не освоения квот. Как следствие, для получения более высоких, не обеспеченных ресурсами квот, стало обычным явление преднамеренного завышения долгосрочными охотпользователями численности животных в угодье. В практике охотхозяйственной деятельности встречается и занижение долгосрочными охотпользователями численности охотничьих ресурсов для уменьшения квот и ограничения количества охотников, посещающих хозяйство, что также ведёт к утрате неиспользуемых ресурсов и сокращению суммы сборов за пользование объектами животного мира,
Учитывая социальную значимость охотничьих ресурсов, не следует допускать занижения квот под надуманными предлогами. Оплату сборов за пользование объектами животного мира в отношении наиболее важных в хозяйственном отношении охотничьих ресурсов рекомендуется возложить на долгосрочных охотпользователей в размере устанавливаемых квот. В этом случае сборы будут выполнять не только фискальную функцию, но и стимулировать долгосрочных охотпользователей на рациональное использование охотничьих ресурсов.
Литература
- Сафонов В.Г., Дёжкин В.В. От ведомственной разобщённости – к комплексному природопользованию // Современные проблемы природопользования, охотоведения и звероводства. - 2007. - №1.
- Государственное управление ресурсами. Охота и охотничьи ресурсы. Специальный выпуск.-2011.-663 с.
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».-М.:Минприроды России; НИА-Природа.-2016.-39 с.
- Зеленов А.Н. Некоторые проблемы применения налогового законодательства в сфере охоты. Современные проблемы природопользования, охотоведения, звероводства.-В.1.-2007.-С.165.
- Приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».
- Сафонов М.А. Оценка потенциала биологических ресурсов: основные подходы и проблемы реализации. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал.-2013.-№2 (6).-С.35-42.
- Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р.
- Шулятьев А.А., Батков Ф.С., Фарукшин А.В. Эффективность использования охотничьих ресурсов общедоступных и закреплённых угодий //Биологические ресурсы: состояние, использование и охрана. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию подготовки охотоведов в Вятской ГСХА: Сборник научных трудов. – Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2015. – 224 с.
18 апреля 2018 года
Сообщений: 2524 апреля 2018 года
Сообщений: 228 апреля 2018 года
Сообщений: 25