Уважаемые коллеги, друзья, товарищи по профессии!
Считаю важным и необходимым дополнительно обратить внимание всех неравнодушных профильных специалистов и руководителей на то обстоятельство, что в настоящее время продолжается общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Те, кто в курсе предыстории знают- процесс этот продолжается давно и протекает довольно болезненно. А вопрос, между тем, для нас (охотоведов) совсем немаловажный. Не думаю, что сильно «сгущу краски», если выражу мнение, что по большому счету на самом деле решается вопрос: на «птичьих правах» останется охотничье хозяйство на территории гослесфонда, или все-таки мы «сможет заполучить в лесах» относительно достойное место. Которое все-таки позволит нам более-менее эффективно выполнять свои прямые обязанности…
Общественное обсуждение проходит до 20.06.2017 г. Текст проекта по ставкам размещен по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=64001. Также отзывы и предложения параллельно можно (нужно) направить по адресу: kalikin@mnr.gov.ru (ответственный исполнитель от МПР). Свои предложения лично я направил еще и сенатору В.А. Лебедеву (одному из основных идеологов происходящей лесо-охотничьей реформы): VALebedev@senat.gov.ru .
Ни в коей мере не считаю приемлемым навязывать свою точку зрения в качестве шаблона, поэтому текст представленных мною предложений прилагаю для сведения, справочно. В пояснение своей позиции могу добавить дополнительно, что по-моему глубокому убеждению действующих арендаторов (вступивших в арендные правоотношения полностью в границах охотничьего угодья до принятия ФЗ-206) ни в коем случае недопустимо понуждать к расторжению договоров путем утверждения «неподъемных» ставок арендной платы. Во многом, собственно, из этого мои предложения по ставкам и исходят.
Прошу проявить активность и поддержать путем участия в общественном обсуждении. Ведь очевидно, что никто кроме нас самих на современном этапе нам не поможет…
Прежде, чем перейти непосредственно к комментариям содержания рассматриваемой версии проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», позволю себе отметить, что данный вопрос безусловно является лишь одним из составляющих элементов вопроса гораздо более широкого. Авторы ФЗ-206 от 23.06.2016 г. в свое время определили его название, как вопрос «гармонизации лесного и охотничьего законодательства». В контексте же содержания ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002 г.) и ст. 12 ФЗ «О животном мире» (№ 52-ФЗ от 24.04.1995 г.), предложил бы сформулировать его несколько иным образом, например: «об обеспечении мер государственной поддержки деятельности по сохранению и рациональному использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории земель государственного лесного фонда».
Очевидно, что комплексное нормативное урегулирование данного вопроса должно произойти путем принятия трех основных нормативных правовых актов. Кроме рассматриваемого в настоящий момент, это также:
- постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов охотничьей инфраструктуры» (далее по тексту- ПЕРЕЧЕНЬ);
- приказа Минприроды России «Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев их использования без предоставления лесных участков» (далее по тексту- ПОРЯДОК).
Предложенный в настоящее время к общественному обсуждению текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы…», на первый взгляд выгодно отличается от предшествующей его версии (ID проекта 01/01/02-17/00062072). В частности, на этот раз предложены не противоречащие здравому смыслу размеры ставок за использование лесных участков в целях «содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях, вольерах, питомниках диких животных». Формулировка в примечании (абзац 1): «Плата за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов не взимается»- вроде как тоже призвана подействовать на охотхозяйственные организации и учреждения успокаивающим образом…
Однако предлагаю вспомнить, что еще совсем недавно обсуждался проект ПЕРЕЧНЯ, авторы которого, в числе прочего, предлагали включить в состав объектов охотничьей инфраструктуры «оборудованный солонец» и «подкормочное сооружение» (???). А согласно также ранее обсуждавшемуся проекту ПОРЯДКА предлагалось в качестве «минимальной территориальной единицы проектирования лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» рассматривать лесной квартал. Это при том, что «оборудованный солонец», к примеру, фактически занимает площадь менее 1 м2. (???). Обсуждение вышеуказанных проектов нормативно- правовых актов на данный момент закончилось «ничем» - то есть затронутые в них злободневные вопросы и сегодня продолжают пребывать в «подвешенном», как «Дамоклов меч», состоянии. Таким образом, получается, что обществу в настоящее время предложили обсудить вопрос о «стоимости «кота в мешке»»…
В свете вышеизложенного вполне реально вырисовывается, что принятие в сложившихся условиях новых ставок арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в достаточно краткосрочной перспективе вполне реально может привести к катастрофическим последствиям для охотхозяйственной сферы деятельности. Что, в свою очередь, напрямую зависит от содержания ПЕРЕЧНЯ и ПОРЯДКА, которые, по-видимому, предполагается принять в недалеком будущем… Естественно, что предлагаемая последовательность не может рассматриваться, как приемлемая. Логично в рассматриваемом случае поступить «обратным образом» - обсудить, согласовав со всеми заинтересованными сторонами, ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК, и только после этого обсуждать вопрос о том, «а сколько это стоит». Причем крайне важно ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК рассматривать и принимать одновременно, поскольку каждый отдельновзятый из этих документов не позволяет «понять и осмыслить общую картину».
Тем не менее, если гипотетически предположить, что ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК будут приняты исходя из понимания законодателем безальтернативной природоохранной функции охотничьего хозяйства и, соответственно, с учетом необходимости обеспечения государственной поддержки данной сферы деятельности, то непосредственно по содержанию текста рассматриваемого проекта постановления позволил бы себе высказать следующие предложения:
- Абзац 1 в примечании изложить в следующей редакции: «Ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также объектов, предназначенных для учета охотничьих ресурсов, устанавливается в размере 0,1 рубля за 1 гектар в год».
Поясняю предложение:
Существует немалое количество охотпользователей, заключивших договора аренды лесных участков в период до 2016 года полностью в границах охотничьего угодья. Данные договора заключались во исполнение действовавшего законодательства и часто - исключительно в целях обеспечения возможности выполнения полноценного комплекса биотехнических мероприятий (включая рубку кормовых деревьев для оленьих и зайцев). У многих арендаторов срок действия договоров аренды закончится через несколько десятков лет. Рассматриваемая категория охотпользователей выполнила и продолжает выполнять существенные (в масштабах экономики охотничьего хозяйства) обременения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе: разработали дорогостоящие проекты освоения лесных участков, укомплектовали и содержат пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, осуществили обустройство арендуемых участков «местами отдыха», «контрольными постами» и т.п. Кардинально менять арендные отношения с данной категорией охотпользователей - арендаторов лесных участков - значит создавать непрозрачные, нестабильные и непредсказуемые условия для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. О недопустимости такого подхода в целом неоднократно указывали, в том числе, и первые руководители Государства. В отношении данной категории хозяйствующих субъектов следовало бы применить принцип, что «закон обратной силы не имеет». Чтобы новые ставки арендной платы по отношению к ним не «сыграли роль» грубого механизма понуждения арендаторов к расторжению действующих договоров аренды…
Также в части данного пункта предложил бы принять во внимание, что объекты, предназначенные для учета охотничьих ресурсов (например - шалаши, скрадки или наблюдательные вышки), хоть и не являются биотехническими объектами, но тем не менее предназначены не для коммерческого использования, а для выполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей охотпользователя. Сооружение указанных объектов не влечет изменения в худшую сторону среды обитания, ландшафта, не нарушает прав третьих лиц. Поэтому и предлагается придать им равный статус с объектами биотехнического назначения в части исчисления размера арендной платы за лесные участки, занятые данными объектами.
Формулировка в предложенной к обсуждению редакции: «Плата за единицу площади лесного участка, …, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов не взимается» ,- по-моему мнению противоречит сути, порядку и логике арендных отношений. Ведь в случае рассматриваемого проекта нормативного акта речь ведется именно об арендных отношениях и размере арендной платы?.. Если так, - то о том, что за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов «Плата … не взимается», - было бы достаточно «прописать» в рамках ПОРЯДКА, специально для охотпользователей, не имеющих договоров аренды лесных участков, которых обсуждаемый в настоящий момент проект постановления не касается никаким образом???
Поэтому и предлагается установить «лояльный» размер ставки арендной платы для территорий лесных участков, использующихся в целях, не связанных с размещением объектов охотничьей инфраструктуры или полувольного разведения животных охотпользователями, заключившими договора аренды в рамках ранее действовавшего законодательства. Показатель «0,1 рубля за 1 гектар в год», на мой взгляд, вполне соответствует показателю, предусмотренному действующим Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 г. с учетом всех фактически состоявшихся за прошедшее время инфляционных изменений.
- Исходя из вышеизложенного предлагаю также дополнить текст рассматриваемого проекта постановления формулой расчета годового размера арендной платы для «сложных» лесных участков (где некоторая часть территории используется для размещения и эксплуатации объектов охотничьей инфраструктуры, некоторая- для полувольного разведения охотничьих ресурсов и некоторая- для размещения и эксплуатации биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также объектов, предназначенных для учета охотничьих ресурсов). Формула (в представлении автора настоящих предложений) предельно проста:
- =aS1+ bS2+ cS3
- - годовая сумма арендной платы «сложного участка»;
- , b и c- размеры ставок платы за 1 га. территории соответствующей категории лесного участка;
- 1, S2 и S3- соответственно площадь территории каждой категории лесного участка в га.
РЕЗЮМЕ:
Таким образом, суть изложенных выше комментариев и предложений состоит в следующем:
Предлагается: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в части лесных участков, использующихся для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства обсуждать и рассматривать после принятия: постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов охотничьей инфраструктуры» и приказа МПР РФ «Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев их использования без предоставления лесных участков». В настоящее время это преждевременно;
- При конструктивном решении вопросов ПЕРЕЧНЯ и ПОРЯДКА, применительно к рассматриваемому проекту постановления Правительства РФ, предлагается принять во внимание две указанные выше по тексту поправки.
Комментариев нет.