О ставках платы за единицу площади лесного участка

05 июня 2017 года

Уважаемые коллеги, друзья, товарищи по профессии!

Считаю важным и необходимым дополнительно обратить внимание всех неравнодушных профильных специалистов и руководителей на то обстоятельство, что в настоящее время продолжается общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Те, кто в курсе предыстории знают- процесс этот продолжается давно и протекает довольно болезненно. А вопрос, между тем, для нас (охотоведов) совсем немаловажный. Не думаю, что сильно «сгущу краски», если выражу мнение, что по большому счету на самом деле решается вопрос: на «птичьих правах» останется охотничье хозяйство на территории гослесфонда, или все-таки мы «сможет заполучить в лесах» относительно достойное место. Которое все-таки позволит нам более-менее эффективно выполнять свои прямые обязанности…

Общественное обсуждение проходит до 20.06.2017 г. Текст проекта по ставкам размещен по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=64001. Также отзывы и предложения параллельно можно (нужно) направить по адресу: kalikin@mnr.gov.ru (ответственный исполнитель от МПР). Свои предложения лично я направил еще и сенатору В.А. Лебедеву (одному из основных идеологов происходящей лесо-охотничьей реформы): VALebedev@senat.gov.ru .

Ни в коей мере не считаю приемлемым навязывать свою точку зрения в качестве шаблона, поэтому текст представленных мною предложений прилагаю для сведения, справочно. В пояснение своей позиции могу добавить дополнительно, что по-моему глубокому убеждению действующих арендаторов (вступивших в арендные правоотношения полностью в границах охотничьего угодья до принятия ФЗ-206) ни в коем случае недопустимо понуждать к расторжению договоров путем утверждения «неподъемных» ставок арендной платы. Во многом, собственно, из этого мои предложения по ставкам и исходят.

Прошу проявить активность и поддержать путем участия в общественном обсуждении. Ведь очевидно, что никто кроме нас самих на современном этапе нам не поможет…

Прежде, чем перейти непосредственно к комментариям содержания рассматриваемой версии проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», позволю себе отметить, что данный вопрос безусловно является лишь  одним из составляющих элементов вопроса гораздо более широкого. Авторы ФЗ-206 от 23.06.2016 г. в свое время определили его название, как вопрос «гармонизации лесного и охотничьего законодательства». В контексте же содержания ст. 1 ФЗ  «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002 г.) и ст. 12 ФЗ «О животном мире» (№ 52-ФЗ от 24.04.1995 г.), предложил бы сформулировать его несколько иным образом, например: «об обеспечении мер государственной поддержки деятельности по сохранению и рациональному использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории земель государственного лесного фонда».

Очевидно, что комплексное нормативное урегулирование данного вопроса должно произойти путем принятия трех основных нормативных правовых актов. Кроме рассматриваемого в настоящий момент, это также:

  • постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов охотничьей инфраструктуры» (далее по тексту- ПЕРЕЧЕНЬ);
  • приказа Минприроды России «Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев их использования без предоставления лесных участков» (далее по тексту- ПОРЯДОК).

Предложенный в настоящее время к общественному обсуждению текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы…», на первый взгляд выгодно отличается от предшествующей его версии (ID  проекта 01/01/02-17/00062072). В частности, на этот раз предложены  не противоречащие здравому смыслу размеры ставок за использование лесных участков в целях «содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях, вольерах, питомниках диких животных». Формулировка в примечании (абзац 1): «Плата за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов не взимается»- вроде как тоже призвана подействовать на охотхозяйственные организации и учреждения успокаивающим образом…

Однако предлагаю вспомнить, что еще совсем недавно обсуждался проект ПЕРЕЧНЯ, авторы которого, в числе прочего, предлагали включить в состав объектов охотничьей инфраструктуры «оборудованный солонец» и «подкормочное сооружение» (???).  А согласно также ранее обсуждавшемуся проекту ПОРЯДКА предлагалось в качестве «минимальной территориальной единицы проектирования лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» рассматривать лесной квартал. Это при том, что «оборудованный солонец», к примеру, фактически занимает площадь менее 1 м2. (???).  Обсуждение вышеуказанных проектов нормативно- правовых актов на данный момент закончилось «ничем» - то есть затронутые в них злободневные вопросы и сегодня продолжают пребывать в «подвешенном»,  как «Дамоклов меч», состоянии. Таким образом, получается, что обществу в настоящее время предложили обсудить вопрос о «стоимости «кота в мешке»»…

В свете вышеизложенного вполне реально вырисовывается, что принятие в сложившихся условиях новых ставок арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в достаточно краткосрочной перспективе вполне реально может привести к катастрофическим последствиям для охотхозяйственной сферы деятельности. Что, в свою очередь, напрямую зависит от содержания  ПЕРЕЧНЯ и ПОРЯДКА, которые, по-видимому, предполагается принять в недалеком будущем… Естественно, что предлагаемая последовательность не может рассматриваться, как приемлемая. Логично в рассматриваемом случае поступить «обратным образом» - обсудить, согласовав со всеми заинтересованными сторонами, ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК, и только после этого обсуждать вопрос о том, «а сколько это стоит». Причем крайне важно ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК рассматривать и принимать одновременно, поскольку каждый отдельновзятый из этих документов не позволяет «понять и осмыслить общую картину».

Тем не менее, если гипотетически предположить, что ПЕРЕЧЕНЬ и ПОРЯДОК будут приняты исходя из понимания законодателем безальтернативной природоохранной функции охотничьего хозяйства и, соответственно, с учетом необходимости обеспечения государственной поддержки данной сферы деятельности, то непосредственно по содержанию текста рассматриваемого проекта постановления позволил бы себе высказать следующие предложения:

  1. Абзац 1 в примечании изложить в следующей редакции: «Ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также объектов, предназначенных для учета охотничьих ресурсов, устанавливается в размере 0,1 рубля за 1 гектар в год».

Поясняю предложение:

Существует немалое количество охотпользователей, заключивших договора аренды лесных участков в период до 2016 года полностью в границах охотничьего угодья. Данные договора заключались во исполнение действовавшего законодательства и часто - исключительно в целях обеспечения возможности выполнения полноценного комплекса биотехнических мероприятий (включая рубку кормовых деревьев для оленьих и зайцев). У многих арендаторов срок действия договоров аренды закончится через несколько десятков лет. Рассматриваемая категория охотпользователей выполнила и продолжает выполнять существенные (в масштабах экономики охотничьего хозяйства) обременения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе: разработали дорогостоящие проекты освоения лесных участков, укомплектовали и содержат пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, осуществили обустройство арендуемых участков «местами отдыха», «контрольными постами» и т.п. Кардинально менять арендные отношения с данной категорией охотпользователей - арендаторов лесных участков - значит создавать непрозрачные, нестабильные и непредсказуемые  условия для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства. О недопустимости такого подхода в целом неоднократно указывали, в том числе, и первые руководители Государства. В отношении данной категории хозяйствующих субъектов следовало бы применить принцип, что «закон обратной силы не имеет». Чтобы новые ставки арендной платы по отношению к ним не «сыграли роль» грубого механизма понуждения арендаторов к расторжению действующих договоров аренды…

Также в части данного пункта предложил бы  принять во внимание, что объекты, предназначенные для учета охотничьих ресурсов (например - шалаши, скрадки или наблюдательные вышки), хоть и не являются биотехническими объектами, но тем не менее предназначены не для коммерческого использования, а для выполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей охотпользователя. Сооружение указанных объектов не влечет изменения в худшую сторону среды обитания, ландшафта, не нарушает прав третьих лиц. Поэтому и предлагается придать им равный статус с объектами биотехнического назначения в части исчисления размера арендной платы за лесные участки, занятые данными объектами.

Формулировка в предложенной к обсуждению редакции: «Плата за единицу площади лесного участка, …, за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов не взимается» ,- по-моему мнению противоречит сути,  порядку и логике арендных отношений. Ведь в случае рассматриваемого проекта нормативного акта речь ведется именно об арендных отношениях и размере арендной платы?.. Если так, - то о том, что за размещение и эксплуатацию биотехнических объектов «Плата … не взимается», - было бы достаточно «прописать» в рамках ПОРЯДКА, специально для охотпользователей, не имеющих договоров аренды лесных участков,  которых обсуждаемый в настоящий момент проект постановления не касается никаким образом???

Поэтому и предлагается установить «лояльный» размер ставки арендной платы для территорий лесных участков, использующихся в целях, не связанных с размещением объектов охотничьей инфраструктуры или полувольного разведения животных охотпользователями, заключившими договора аренды в рамках ранее действовавшего законодательства.  Показатель «0,1 рубля за 1 гектар в год», на мой взгляд, вполне соответствует показателю, предусмотренному действующим Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007 г. с  учетом всех фактически состоявшихся за прошедшее время инфляционных изменений.

  1. Исходя из вышеизложенного предлагаю также дополнить текст рассматриваемого проекта постановления формулой расчета годового размера арендной платы для «сложных» лесных участков (где некоторая часть территории используется для размещения и эксплуатации объектов охотничьей инфраструктуры, некоторая- для полувольного разведения охотничьих ресурсов и некоторая- для размещения и эксплуатации биотехнических объектов, предназначенных для сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также объектов, предназначенных для учета охотничьих ресурсов). Формула (в представлении автора настоящих предложений) предельно проста:
  2. =aS1+ bS2+ cS3
  3. - годовая сумма арендной платы «сложного участка»;
  4. , b и c- размеры ставок платы за 1 га. территории соответствующей категории лесного участка;
  5. 1, S2 и S3- соответственно площадь территории каждой категории лесного участка в га.

​РЕЗЮМЕ:

Таким образом, суть изложенных выше комментариев и предложений состоит в следующем:

Предлагается: проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» в части лесных участков, использующихся для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства обсуждать и рассматривать после принятия: постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов охотничьей инфраструктуры» и приказа МПР РФ «Об утверждении правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев их использования без предоставления лесных участков». В настоящее время это преждевременно;

  • При конструктивном решении вопросов ПЕРЕЧНЯ и ПОРЯДКА, применительно к рассматриваемому проекту постановления Правительства РФ, предлагается принять во внимание две указанные выше по тексту поправки.

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка