Противоречия охотничьего законодательства в вопросе содержания и разведения в полувольных условиях

23 октября 2016 года

Это короткий пост и размышления на статью Николая Васильевича Краева «О юридическом статусе диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы, содержащихся и разводимых в неволе и полувольных условиях», которая, как всегда, объемная, подробная, основательная, с анализом нормативной правовой базы,  научных работ, публикаций, судебной практики.

В августе 2015 года мною были направлены в Минприроды России предложения по вопросу содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, как всегда в надежде, что услышат, прочувствуют, примут некоторые решения.

Обычный ответ, типа: "спасибо, учтем..." уже не огорчает. Все-таки  хочется надеяться, что сконцентрируется некая критическая масса возражений, возмущений, замечаний, предложений специалистов и коллег, которым не все равно, и будут приняты соответствующие меры и решения уважаемым МПРом.

Ниже анализ правовой базы, замечания и предложения, направленные в Минприроды России.

В практике деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор, имеют место случаи выявления фактов содержания физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (не только заключившими в установленном порядке охотхозяйственные соглашения), охотничьих ресурсов в искусственно созданной среде обитания (барсук, лисица, волк, хорь, куница лесная, утки, перепел и т.д.). При проверке информации выясняется, что животное куплено, приобретено иным образом у лица, добывшего его живьем по соответствующему разрешению в порядке любительской и спортивной охоты.

Привлечь данных лиц к ответственности за содержание таких животных без разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, чаще не представляется возможным, поскольку действия по содержанию охотничьих ресурсов вторым и последующими владельцами, на мой взгляд, не подпадают под действие законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Особенно остро такой вопрос может стать при содержании крупных хищных животных. Возникает сомнение в обоснованности и целесообразности норм, установленных статьей 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об охоте) «Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания».

Статьей 9 Федерального закона об охоте определено, что физические лица и юридические лица, обладающие правом на добычу охотничьих ресурсов, приобретают право собственности на продукцию охоты в соответствии с гражданским законодательством.

Статьей 22 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Между тем, статьей 4 Федерального закона об охоте, установлено, что настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее – отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).

Имущественные отношения, связанные с оборотом охотничьих ресурсов и продукции охоты, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с использованием и защитой диких животных, содержащихся в неволе.

Частью 2 статьи 49 вышеуказанного закона предусмотрено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.

Представляется, что любое животное, добытое (отловленное живьем) лицом, указанным в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в порядке любительской и спортивной охоты (ст.14) становится его собственностью. При этом данное лицо:

1)  не вправе получить разрешение на содержание и разведение отловленных живьем охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

2)   вправе распоряжаться отловленным в соответствии с установленным порядком животным, в том числе, продать (передать) иному лицу (ст.35 Конституции РФ, ч.2 ст.218 ГК РФ).

В свою очередь лицо, приобретшее живое животное, ранее добытое в установленном порядке иным лицом по разрешению, вправе распоряжаться им, но уже в порядке, установленном гражданским законодательством, а не законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

Учитывая вышеизложенные, требования статьи 49 Федерального закона об охоте входят в противоречие с нормами гражданского законодательства.

Актуальная в настоящее время тема формирования и развития вольерных хозяйств и вольерной охоты непосредственно сталкивается с вышеуказанными проблемами. Животные отлавливаются или могут быть отловлены из среды обитания по разрешениям на добычу охотничьих ресурсов с целью любительской и спортивной охоты и переданы в охотничьи хозяйства на определенных условиях, например кабан.

В основном животные закупаются в других охотничьих хозяйствах, в других регионах России (пятнистые олени из Калужской области; кабаны из Республики Татарстан; маралы из Алтайского края и т.д.), а также завозятся из-за границы (белохвостый олень из Северной Америки).

Все эти животные являлись собственностью предприятий, продавших животных, и стали собственностью покупателей. Поэтому, нельзя считать этих животных дикими. Оборот и использование этих животных может осуществляться лишь с учетом требований ст.35 Конституции РФ и ч.2 ст.218 ГК РФ. Требования статьи 49 Федерального закона об охоте отношения с оборотом таких животных не регулируются.

Более того, внесение изменений в законодательство об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, касающееся  животных, содержащихся в неволе, не представляется возможным. Для этого необходим самостоятельный закон. В итоге не ясно, какие отношения регулируются статьей 49 Федерального закона об охоте.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1.  Внести в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение – признать статью 49 утратившей силу.

2.  Предпринять шаги к разработке нового проекта Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» с учетом возможности осуществления и условий вольерной охоты.

 

 

 

 

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка