Как направить «Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве» и не быть наказанным

29 марта 2016 года

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены  принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе:

обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;

установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;

определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.

Эти принципы объединены двумя главными направлениями:

  1. устойчивое существование и устойчивое использование охотничьих ресурсов;
  2. учет экономических факторов.

Собственник охотничьих ресурсов – государство. Государство через представляющих его интересы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязано организовать рациональное их использование. Для этого нужны достоверные сведения о количестве изымаемых из среды обитания охотничьих ресурсов. На практике сложилось так, что эти данные очень приблизительны. Теоретически, такие данные поступают от охотников по окончание сезона охоты. Охотники делали отметки в разрешениях на добычу охотничьих ресурсов и сдавали их по месту получения. Однако, такой возврат составлял и составляет в настоящее время от 40 до 70% от выдаваемых разрешений на добычу пернатой дичи и пушных зверей, около 80% - копытных и медведя.

На уровне нормативных правовых актов данный вопрос решался следующим образом:

В Типовых правилах охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 № 1, «16. Охотник обязан вернуть путевки и лицензии по месту их выдачи, сделав отметку о результатах охоты.

Путевки и лицензии возвращаются или отсылаются почтой в 5-дневный срок по окончанию срока их действия».

Вопрос о регистрации факта предоставления таких сведений охотником не ставился.

Попытки привлечения лиц к административной ответственности за нарушение данного требования были единичными.

В регионах по разному подходили к решению вопроса получения наиболее полной и достоверной информации о добытых охотничьих ресурсах. Например, в Республика Башкортостан реализация условия из разрешения, форма которого была утверждена приказом Минприроды России от 23 апреля 2010 г. №121, обязывающего охотника направлять сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения, была решена через параметры охоты, утвержденные Президентом Республики Башкортостан.

Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 3 июня 2013 г. № РП-150 «Об утверждении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях Республики Башкортостан»: «3. Установить, что сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве представляются в установленные сроки по месту выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.» (в настоящее время данная норма утратит силу в связи с дополнением Правил охоты пунктом 3.8).

Охотник, не направивший в установленный срок сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения, привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ. В судах приходилось долго объяснять связь между условием, указанным на оборотной стороне разрешения, приказа Минприроды России от 23 апреля 2010 г. №121 и части 3 статьи 8.37 КоАП РФ.

С 13 сентября 2015 года в связи с дополнением Правил охоты пунктом 3.8 «почти» все встало на свои места:

- есть норма, обязывающая охотника направлять в установленный срок сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения пункта 3.8 Правил охоты;

- есть норма, предусматривающая административную ответственность по ч.1 ст.8.37 (нарушение правил охоты).

«Почти» – потому что сам механизм направления охотником в установленный срок сведений о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения не регламентирован ничем.

Приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» не предусматривает такой механизм. Правила охоты не предусматривают такой механизм.

А это важно, поскольку за элементарную забывчивость самого охотника, непунктуальность или безответственность ответственных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за которыми закреплены охотничьи угодья, либо пострадает охотник, чьи добросовестно направленные сведения о добытых охотничьих ресурсах будут утеряны, либо дело об административном правонарушении будет прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку:

- нет нормативного акта, предусматривающего механизм предоставления сведений о добытых охотничьих ресурсах (лично, почтой, эл. почтой, по телефону, СМС сообщением…);

- чем подтверждается факт направления охотником сведений о добытых охотничьих ресурсах (почтовое уведомление, опись вложения в почтовое отправление, некое уведомление…);

- чем подтверждается факт не поступления в установленный срок от охотника сведений о добытых охотничьих ресурсах в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (отрывной корешок, запись в журнале регистрации, копия разрешения….).

Таким образом, причиной отказа в возбуждении дела об административном правонарушении (при направлении охотпользователем сведений должностному лицу о непредоставлении в установленный срок от охотника сведений о добытых охотничьих ресурсах), а также прекращения дела об административном правонарушении, может стать отсутствие четко прописанного механизма направления охотником в установленный срок сведений о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения, а также механизма принятия и регистрации данного факта.

С целью предотвращения возможных недоразумений и соблюдения требований Правил охоты и административного законодательства (в части доказательной базы, как для охотника, так и для контролирующего органа) предлагаю внести следующие изменения.

  1. Наименование приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 изложить в следующей редакции:

«Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, порядка предоставления сведений о добытых охотничьих ресурсах и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц»;

  1. Приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 дополнить приложением 7 «Порядок предоставления сведений о добытых охотничьих ресурсах».
  2. Порядок предоставления сведений о добытых охотничьих ресурсах должен содержать следующие требования:

- прямую обязанность охотника предоставлять сведения о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которая должна согласовываться с требованием пункта 3.8 Правил охоты;

- механизм предоставления (направления) охотником сведений о добытых охотничьих ресурсах по месту получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов (лично, почтой и т.д.);

- механизм регистрации представленных охотником сведений о добытых охотничьих ресурсах в местах выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (наличие журналов регистрации выдачи разрешений, поступления сведений о добытых охотничьих ресурсах).

Следует внести изменения в формы бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в которых необходимо предусмотреть:

- отметку о месте выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов (для последующего установления места совершенного административного правонарушения);

- место для внесения соответствующей отметки ответственным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридического лица, индивидуального предпринимателя о получении от охотника сведений о добытых охотничьих ресурсах;

- текст «сроки охоты» и «места охоты» следует переместить в нижнюю часть лицевой стороны бланка разрешения на добычу копытных животных (медведя), чтобы при отделении таблицы «Сведения о добытых копытных животных» (медведя) эти данные были вместе с ней.

В Порядке оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (приложение 1 к приказу Минприроды России от 29.08.2014 № 379) необходимо:  

- дополнить пункт 11.1 следующего содержания «регистрирует заявление в соответствующем журнале регистрации»;

- пункты 11.1, 11.2, 11.3, 11.4 соответственно считать пунктами 11.2, 11.3, 11.4, 11.5;

- требованием к заполнению корешка от разрешения на добычу охотничьих ресурсов, к условиям его хранения и отчетности (встречаются случаи, когда именно работники юридического лица, индивидуального предпринимателя производят охоту с разрешениями с неотделенными корешками и в таком же виде направляют их с отчетами в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

При проведении проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей, за которыми закреплены охотничьи угодья, в порядке федерального государственного охотничьего надзора иногда возникает вопрос о компетенции контролирующего органа при выдвижении им требований о проверке соблюдения охотпользователем порядка получения, хранения и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, бланки которых согласно ч.3 ст.29 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» являются документами строгой отчетности. Возникают спорные вопросы о том, какими нормативными актами следует руководствоваться при проверке порядка получения, хранения и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка