Учет или мониторинг: ищем выход

12 декабря 2014 года

Поднятая в статье «Учет или мониторинг?» Т.С. Арамилевой проблема – действительно очень серьезна! Сейчас в период полной «неразберихи» с учетами очень важно определиться с основополагающими понятиями "мониторинг", "учеты", а также распределить роли и обязанности в схеме государственного управления при определении квот  и лимитов добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. В связи с этим хотелось бы продолжить обсуждение данной темы.

Школа охотника, охотничий минимум

Актуальность поднятой темы. 1. В связи с приходом в отрасль охотничьего хозяйства новых хозяйствующих субъектов - охотпользователей произошло серьезное изменение административной системы управления и централизованного распределения охотничьих ресурсов. Объем добычи охотничьих ресурсов является главным экономическим стимулом действующего охотпользователя. В связи с этим крайне необходимо четко определить механизм (схема) государственного управления при определении квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. Механизм (схема) "определение численности - установление квоты добычи" должен быть понятен, "прозрачен" для пользователей. Кроме того, его реализация должна быть рентабельной, т.е. затраты на проведение учета в целях установления численности охотничьих ресурсов должны быть доступными  и «посильными» для пользователя.

2. В основе пользования любым природным ресурсом должен лежать принцип научной обоснованности. В соответствии с Федеральным законом "О животном мире" животный мир является достоянием народов Российской Федерации (преамбула к закону), а использование объектов животного мира – это, прежде всего, изучение объектов животного мира (статья 1 ФЗ "О животном мире"). Термин «изучение» в словарях толкуется как научное исследование. Таким образом, использование объектов животного мира – это  научное исследование состояния численности при планировании изъятия. Исследование состояния численности или учет численности животных должен проводиться на основании только научных подходов (методов), которые должны систематизироваться на уровне федерального органа исполнительной власти. Недопустимо использовать одну методику учета охотничьих видов животных для огромной по площади и разнообразной по природно-климатическим условиям территории РФ (как в случае применения метода ЗМУ). Инициирование разработки новых методик учета животных со стороны федерального органа исполнительной власти путем постоянного ведения реестра научных методов учета охотничьих ресурсов будет являться стимулом в развитии научно – исследовательской работы в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Предложения по совершенствованию механизма (схемы) государственного управления при определении квот добычи охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях. На основании вышеизложенного, можно предложить следующую схему государственного управления при определении квот и лимита изъятия охотничьих ресурсов:

1. Ежегодный учет охотничьих ресурсов на территориях закрепленных охотничьих угодий проводят охотпользователи на основании статьи 14 ФЗ "О животном мире", на территориях ОДОУ - ежегодные учеты организуются специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с ФЗ N44-ФЗ (на сегодня это положение законодательно не определено), на ООПТ - осуществляют соответствующие государственные природоохранные учреждения (приказ №963).

2. В целях учета охотничьих ресурсов используются методы учета, разработанные научными учреждениями и рекомендованные для их использования в соответствующих природно-климатических зонах. В целях систематизации имеющихся научных методов учета ведется федеральным уполномоченным органом исполнительной власти Реестр научных методов учета охотничьих ресурсов на территории РФ (законодательно не закреплено);

3. Каждый научный метод учета охотничьих ресурсов, вошедший в реестр методов учета, должен содержать не только технологию сбора исходных данных для расчета численности, но и конкретный способ расчета численности в отношении исследуемой территории. Разработка метода учета - это только научная задача (поэтому недопустимо разработка методик учета Минприроды России или подведомственными учреждениями, которые не являются научными организациями).

4. Для территории каждого субъекта РФ в целях осуществления переданных полномочий по ведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов высшим должностным лицом субъекта РФ из вышеупомянутого реестра (пп. 2-3) отбирается и утверждается конкретный перечень методов учета охотничьих ресурсов, обязательных к ежегодному осуществлению на территориях охотничьих угодий и ООПТ регионального значения (п. 4 часть 5 статьи 33 ФЗ "Об охоте").

Данные государственного мониторинга применяются для формирования государственных информационных ресурсов (п. 13 приказа № 344), в частности, государственного охотхозяйственного реестра.

5. На основании утвержденных на территории субъекта РФ методов учета охотничьих ресурсов охотпользователи в материалах внутрихозяйственного охотустройства (Схеме охраны и использования охотничьего угодья) планируют конкретные учетные работы в границах закрепленного охотничьего угодья (приказ № 559 не содержит такого требования).

6. В учетный период охотпользователи проводят запланированные учетные работы своими силами (ст. 14 ФЗ «О животном мире»), данные о численности направляются в специально уполномоченный орган субъекта РФ для внесения их в государственный охотхозяйственный реестр.

7. Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной охотпользователем, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности, находящихся в государственном охотхозяйственном реестре  (п.5 приказ № 228).

8. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации с указанием, при необходимости, их пола и возраста, на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года, как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями (п. 9.4 приказ № 228);

9. Обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным проводить государственную экологическую экспертизу (ст. 20 ФЗ «О животном мире», в ФЗ «Об экологической экспертизе – данное положение отсутствует).

10. Минприроды России осуществляет согласование проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации  (п. 10 приказа №228). На данном этапе в согласование входит только проверка на исполнение сроков и порядка подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Результат согласования может быть: согласовать или не согласовать (законодательно не определено).

11. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 1 августа утверждает лимит добычи охотничьих ресурсов (ч. 3 ст. 24 ФЗ "Об охоте», п.13 приказа № 228).

 

Реализация данной схемы потребует внесение следующих изменений в действующее законодательство:

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ:

1) изложить абзацы восемнадцатый и девятнадцатый статьи 6 ФЗ «О животном мире» в новой  редакции:

"ведение реестра научных методов учета объектов животного мира на территории Российской Федерации, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира;

ведение учета численности объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, находящихся на этих территориях;";

 

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ:

2) дополнить статью 32 ФЗ "Об охоте" следующем абзацем:

"25.5) установление порядка ведения реестра научных методик учета охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации;

25.6) ведение реестра научных методик учета охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации;";

3) дополнить статью 33 ФЗ "Об охоте" следующим абзацем:

"ежегодное проведение учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия на территориях общедоступных охотничьих угодий.";

 

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ:

4) дополнить статью 12 ФЗ "Об экологической экспертизе" следующим абзацем:

" 4.2) материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации на предстоящий охотничий сезон";

 

Приказ Минприроды России от 23 декабря 2010 г. N 559 «Об утверждении порядка организации внутрихозяйственного охотустройства»:

5) дополнить пункт 6 Приказа следующим абзацем:

«6.2.8. Учёт численности охотничьих ресурсов.»;

 

Приказ Минприроды России от 29.06.2010 N 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений и требований к его содержанию»:

6) дополнить пункт 10 Приказа  следующим абзацем:

«10. Минприроды России осуществляет проверку на исполнение сроков и порядка подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направляет соответствующее заключение о результатах проверки в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.»;

 

Приказ Минприроды России от 22 декабря 2011 г. N 963 «О Порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира»

7) пункт 11 Приказа изложить в новой редакции:

 «11. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с научными методами, включенными в реестр научных методов учета объектов животного мира на территории Российской Федерации.».

Школа охотника

Ожидаемые результаты предлагаемой схемы:

  1. Самостоятельное определение субъектом РФ с учетом природно-климатических условий и биологических особенностей охотничьих видов животных в регионе  методов учета, обязательных к ежегодному осуществлению на территориях охотничьих угодий и ООПТ регионального значения в рамках государственного мониторинга;
  2. Наличие альтернативных научных методов учета охотничьих видов животных для проведения учетов охотпользователями и иными исполнителями учетных работ. Возможность выбора для охотпользователя доступного метода учета;
  3. Исключение законодательной неопределенности в процедуре согласования Минприроды России проекта лимитов  добычи охотничьих ресурсов.
  4. Развитие научно-исследовательской работы в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка