В развитие темы пожаров хотелось бы, прежде всего, отметить довольно малую изученность в России влияния природных (лесных, степных и пр.) пожаров на охотничью фауну и на охотничье хозяйство в целом. Большинство известных нам работ и проводимых экспериментов направлено на изучение пирогенных сукцессий с ботанической (фитоценотической, лесохозяйственной) точки зрения [4;5].
Одной из проблем в охотничьем хозяйстве является ограничение охоты по причине природных пожаров и возможности их возникновения. Охотпользователи сталкиваются с этим ежегодно. Наступает весна и в 2015 году на территории РФ уже были зарегистрированы (по состоянию на 28.02.2015 г.) первые лесные пожары (на землях лесного фонда в Краснодарском и Ставропольском краях и на территориях ООПТ - в Сочинском национальном парке и Астраханском биосферном заповеднике). Вероятней всего как и в прошлые годы из-за пожаров будут вводиться ограничения охоты в результате чего охотники, охотпользователи и охотничьи туроператоры могут понести существенные убытки. Четких и обоюдно приемлемых механизмов взаимодействия по этому вопросу между «охотниками и лесниками» нет. Этому свидетельством служат общественные слушания, «круглые столы» и т.п. часто организуемые «охотничьей стороной» по вопросам закрытия охоты из-за пожароопасной обстановки, но которые бывают, игнорируемы «стороной лесоохраны» [4]. В связи с этим хотелось бы вкратце обозначить своё видение некоторых аспектов указанной проблемы.
По неполным и несогласованным данным, каждый год в мире выгорает около 350 миллионов гектаров леса [3]. В конце XX и начале XXI в. проблема лесных пожаров в связи с высокой горимостью лесов приобрела масштабы, с которыми человечество столкнулось впервые [7]. Отметим, что долгосрочные последствия катастрофических лесных пожаров проявляются в необратимых потерях биоразнообразия, в том числе раритетных видов фауны, а также в смене вековых путей миграций перелётных птиц, наземных и водных животных [1].
В СССР ежегодно вырубалось порядка 2,5 млн га леса [6]. По состоянию на 21 октября 2014 года на землях лесного фонда России возникло более 15 тысяч лесных пожаров, огнем пройдено более 3,5 млн.га. При этом 54,8% от количества всех лесных пожаров и 98,5% от пройденной огнем площади пришлось на 10 наиболее горимых регионов: Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Забайкальский край, Амурская область, Красноярский край, Омская область, Республика Бурятия, Приморский край, Республика Тыва и Хабаровский край [8]. Несмотря на значительную разницу в данных о площадях лесных пожаров на территории России (данные Росстата, ИСДМ - Рослесхоз, органов управления лесным хозяйством субъектов РФ, международных организаций - ФАО, ЮНЕП, ВМО, GFMC и др.) очевидно, что средняя многолетняя площадь пожарищ значительно превышает площадь вырубок, а в некоторые годы превышает многократно. Так по экспертной оценке специалистов НАСА площадь лесных пожаров в бореальной зоне России составляет 10-12 млн га.
Из года в год мы сталкиваемся с одной и той же проблемой – переносом открытия осеннего сезона охоты, а также закрытием, переносом или ограничением весенней охоты по причине лесных пожаров в различных регионах страны.
Фотография с сайта "Репартёр"
Одной из основных причин этого, на наш взгляд, является отсутствие институциональной самостоятельности охотничьего ведомства. Как известно оно находиться в системе МПР вместе с Рослесхозом и «обделено вниманием», вернее наделено им по остаточному принципу. Ибо «лес важнее охоты».
Следует отметить, что сам факт горения лесных горючих материалов, то есть наличия лесных пожаров, ни как ещё не характеризует лесопожарную обстановку. Важен ряд различных параметров.
Так, лесные пожары подразделяются на три основных вида: низовые, верховые и подземные. Низовой и верховой пожары могут быть беглыми или устойчивыми. Все эти виды лесных пожаров имеют различные характеристики, в том числе и скорость распространения огня. Самая низкая скорость у подземного пожара – до нескольких метров в сутки. Самая высокая – у сильного беглого верхового – более 100 м/мин.
Основные функции по борьбе с лесными пожарами осуществляются в России государственной лесной охраной. Наземная лесная охрана осуществляется приблизительно на 16% площади лесов. Наземная охрана в сочетании с авиапатрулированием – около 10%. Зона авиационной охраны – около 50% площади лесов. Остальная часть лесного фонда – не охраняется.
Борьбу с лесными пожарами с использованием авиации осуществляют парашютно-десантные пожарные службы (ПДПС) ФБУ «Авиалесоохрана» и ПДПС субъектов РФ, подчинённые местным органам управления лесным хозяйством.
Мониторинг (в том числе прогнозирование) лесопожарной обстановки в России осуществляется (помимо прочего) информационной системой дистанционного мониторинга лесов (ИСДМ – Рослесхоз), эксплуатируемой ФБУ «Авиалесоохрана». Основой этой системы является космосъёмка.
Причиной закрытия, переноса сроков или ограничения охоты зачастую является пожарная опасность в лесах, под которой понимается сама возможность возникновения и распространения лесных пожаров.
Она определяется с одной стороны типами лесных насаждений (разряды пожарной опасности по типам лесорастительных условий), с другой стороны – условиями погоды. По условиям погоды определяют класс пожарной опасности (КПО). Его рассчитывают на основе показателя определяемого на 13.00 местного времени, как сумму произведения температуры воздуха на разность температуры и точки росы за число дней без дождя. Выделяют пять классов пожарной опасности по условиям погоды. При первом – пожарная опасность отсутствует, при пятом – она чрезвычайная.
На наш взгляд, возможно, что в целях противодействия неправомерному принятию решений по ограничению охоты из-за пожаров, органам управления охотничьим хозяйством субъектов РФ, дирекциям и охотоведам охотничьих хозяйств, охотничьим СМИ и общественности (РОРС и др.) может оказаться полезным знание прогнозов лесопожарной обстановки по системе ИСДМ – Рослесхоз (отчасти размещается на сайте aviales.ru ), знание разрядов пожарной опасности по лесорастительным условиям (материалы лесоустройства), а также, в случае закрытия охоты из-за лесных пожаров, ежедневно запрашивать на метеостанциях, в авиаотделениях или в органах управления лесным хозяйством данные о КПО по условиям погоды и в случае достаточного понижения этого показателя на значительной территории субъекта РФ добиваться снятия запрета на производство охоты в тех районах и/или охотхозяйствах, на территории которых КПО по условиям погоды снизился до необходимого уровня. Кроме того, при наличии в охотничьем хозяйстве портативной метеостанции, (нам известны несколько охотпользователей, которые приобрели для своих хозяйств такие устройства) не составляет особого труда рассчитывать КПО самостоятельно.
Отметим, что данные национальной информационной системы дистанционного мониторинга и прогнозирования лесных пожаров (ИСДМ - Рослесхоз), насколько нам известно, не сопоставляются с данными федерального или регионального мониторинга объектов животного мира. Кроме того, данные ИСДМ — Рослесхоз не публикуются в полном объёме в сети Интернет, а заинтересованные в использовании в научных целях этих данных исследователи лишены возможности свободного пользования. Лишь некоторую часть информации, полученной за счёт ИСДМ - Рослесхоз, можно обнаружить на официальном сайте ФБУ «Авиалесоохрана» (www.aviales.ru).
Список литературы
- Ефремов Д.Ф., Швиденко А.З. Долговременные экологические последствия катастрофических лесных пожаров в лесах Дальнего Востока и их вклад в глобальные процессы // Управление лесными пожарами на экорегиональном уровне. Материалы Международного научно- практического семинара (Хабаровск. Россия. 9-12 сентября 2003 г.). М.: Изд.: «Алекс», 2004,с. 68-69.
- Конрад С.Г., Иванова Г.А. Дифференцированный подход к количественной оценке эмиссии углерода при лесных пожарах // Лесоведение. - 1998. - №3 - С. 28-35.
- Моргера Э. Лесные пожары и законодательство. Руководство по разработке национального законодательства, основанное на Добровольных руководящих принципах по борьбе с пожарами / Э. Моргера, М.Т. Чирелли // Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединённых наций. — Рим, 2012. - 181 с.
- Пушкин А.В. Об изучении влияния природных пожаров на охотничью фауну и охотхозяйственную деятельность / А.В. Пушкин // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 28-31 окт. 2014) — Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2014. - С. 34-40
- Пушкин А. О лесных пожарах и ограничениях охоты / А. Пушкин // Российская охотничья газета - 2014. - №38. - С. 4.
- Сысоев Е.П. О некоторых аспектах взаимосвязи между лесным и охотничьим хозяйством // Труды Кировского с.-х. ин-та. Вопросы биологии промысловых животных и организации охотничьего хозяйства.-Пермь, 1975.-С. 97-106.
- Фуряев В.В. Предисловие к русскому изданию // Управление лесными пожарами на экорегиональном уровне. Материалы Международного научно-практического семинара (Хабаровск. Россия. 9-12 сентября 2003 г.). М.: Изд.: «Алекс», 2004,с. 5-6.
- http://aviales.ru/popup.aspx?news=l980 [Электронный ресурс].
Комментариев нет.