Особенности ведения охотничьего хозяйства в лесном фонде Российской Федерации

Принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 ноября 2006 года Лесной Кодекс [1] установил основные принципы лесного законодательства, в том числе, виды и порядок использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Согласно статье 36 Лесного кодекса, «лесные участки предоставляются для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков».

Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для ведения охотничьего хозяйства определяет лесохозяйственный регламент, который, согласно действующему законодательству, представляет собой совокупность правил, лесоводственных требований и нормативов, определяющих порядок деятельности государственного лесничества.

При этом в современном Российском законодательстве существует основополагающий документ, устанавливающий порядок ведения охотничьего хозяйства – Федеральный закон от 24.07.2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который  определяет охотничье хозяйство как «сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты»[6]. Арендаторы охотничьих угодий (охотпользователи) заключают с органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации охотхозяйственное соглашение, по которому им предоставляются в аренду земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Однако, данный закон оговаривает (статья 25 ч. 1), что предоставление в аренду таких участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством. Лесной Кодекс РФ устанавливает (статья 36 ч. 2), что обязательным условием ведения охотничьего хозяйства на территории лесного фонда является еще и договор аренды лесного участка. Поскольку охота рассматривается федеральным законодательством не как лесопользование, а как бесплатно осуществляемое пребывание граждан в лесах (ст. 11 ч. 7 Лесного кодекса РФ) то, очевидно, что наличие или отсутствие у охотпользователя договора аренды лесного участка не является само по себе источником принципиально иного воздействия на лесной фонд. Однако отсутствие такого договора формально является нарушением действующего законодательства.

Таким образом, охотпользователи сталкиваются с необходимостью заключения договоров аренды лесных участков в случае, если в границах закрепленных за ними охотничьих угодий имеются земли лесного фонда. Лесной фонд Российской Федерации составляет 69% всех земель (вместе с внутренними водами), при этом 78,3% лесных земель располагаются в азиатской части и 21,7% - в европейской. Степень лесистости территории (которую определяют как отношение площади покрытых лесом земель к общей площади территории) составляет в среднем 45,3%, а в Европейской части варьирует от 35 до 78%. Это говорит о том, что подавляющее большинство арендаторов охотничьих угодий имеют на своих территориях лесные земли.

Договор аренды лесного участка подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке (следует заметить, что охотхозяйственное соглашение не регистрируется). Аренда лесных участков влечет за собой выполнение охотпользователями ряда обязательств, предусмотренных лесным законодательством. В обязанности арендатора лесного участка входит в том числе и разработка проекта освоения лесов, который, в свою очередь, проходит процедуру государственной экологической экспертизы и только после этого может быть реализован на практике. Требования к содержанию проекта освоения лесов установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 года №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки». В нем, в частности, содержатся сведения о мероприятиях по охране объектов животного мира, а также основные параметры и нормативы использования лесов для ведения охотничьего хозяйства. Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Одним из обязательств охотпользователя, заключившего охотхозяйственное соглашение, является также проведение внутрихозяйственного охотоустройства и утверждение схемы использования и охраны охотничьего угодья [4]. Проект охотоустройства является основой рационального использования охотничьих ресурсов на закрепленной территории, и определяет комплекс биотехнических, охранных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на плановое вовлечению в хозяйственный оборот запасов охотничьей фауны в границах охотничьих угодий [2]. Действие охотоустроительного проекта распространяется на всю площадь охотничьих угодий, которая включает не только лесной фонд, но и сельскохозяйственные, водные и иные категории земель. Действующим законодательством не установлено требований по проведению экологической экспертизы данного документа.

Таким образом, при ведении охотничьего хозяйства и эксплуатации запасов охотничьих животных в границах лесного фонда на закрепленной территории охотпользователь вынужден соблюдать условия и требования, установленные двумя разными документами – проектом освоения лесов, и одновременно, – проектом внутрихозяйственного охотоустройства (схемы использования и охраны охотничьих ресурсов). Учитывая, что границы охотничьих угодий и лесных участков, как правило, не совпадают, это становится практически неосуществимой задачей.

На практике нередко возникают сложные ситуации. Например, охотпользователь (ранее имевший долгосрочную лицензию) подает заявку в государственный орган исполнительной власти на заключение охотхозяйственного соглашения на территорию, в границах которой лесные участки уже предоставлены в аренду другой организации. Какое решение в таком случае должно принять государство? Скорее всего, с заявителем будет заключено охотхозяйственное соглашение, но отказано в заключении договора аренды лесных участков для нужд охотничьего хозяйства.

В то же время, органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, выполняющие полномочия по охране животного мира, не считают обязательным для охотпользователей, уже заключивших охотхозяйственные соглашения, наличие договоров аренды лесных участков для нужд охотничьего хозяйства. В частности, в письме Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области №В-3861/15-0-1 от 25.12.2015 года, направленном в ответ на запрос в отношении Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, сказано: «Комитет придерживается позиции обязательности заключения договоров лесной аренды при организации полувольного содержания охотничьих животных, создании объектов рекреации и т.п. Под иные объекты охотничьей инфраструктуры – солонцы, подкормочные площадки, которые нуждаются в периодическом изменении места размещения, оформление договоров аренды нецелесообразно». Такой подход, безусловно, является правильным с точки зрения здравого смысла, но недопустимым с точки зрения действующего законодательства.

Устранить возникающие противоречия возможно только детально проработав и изменив законодательство в сфере охотничьего хозяйства, для того чтобы охотпользователи, несущие на себе основное бремя по содержанию охотничьих угодий, могли строить свою работу на основе единой, четкой и понятной системы. В последнее время к этому наметились определенные тенденции, свидетельством чего, является внесенный в государственную думу Российской Федерации проект федерального закона №927257-6 от 12.11.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства». Данный законопроект предлагает исключить необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на основании охотхозяйственных соглашений. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, аренда лесных участков для целей ведения охотничьего хозяйства является несвойственным видом использования лесов»[5].

По определению известных российских охотоведов [3,7], охотничье хозяйство – отрасль комплексного природопользования, занятая эксплуатацией объектов животного мира – охотничьих птиц и зверей. Следовательно, под ведением охотничьего хозяйства нужно понимать, в первую очередь, осуществление комплекса мероприятий, направленных на охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также их рациональное использование с целью получения продукции охоты и удовлетворения потребностей охотников-любителей в охоте. Именно охотник, олицетворяющий разнообразные подходы к использованию охотничьих ресурсов (промысловое, любительское, рекреационное) должен быть поставлен во главу угла отечественного охотничьего хозяйства.

 

Литература

  1. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.
  2. Мартынов Е.Н., Масайтис В.В., Гороховников А.В. Охотничье дело. Охотоведение и охотничье хозяйство: Учебное пособие. – СПб: Лань, 2014. - 464 с.
  3. Плакса С.А. Охотоведение. Учебное пособие. – Махачкала, 2007. - 134 с.
  4. Порядок организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.12.2010 № 559.
  5. Пояснительная записка к проекту федерального закона №927257-6 от 12.11.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».
  6. Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 №209-ФЗ.
  7. Харченко Н.Н.  Охотоведение. Учебник. – М.: МГУЛ, 2002.- 370с.

Комментариев нет.

Только зарегистрированные пользователи, с уровнем - Специалист, могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Загрузка