В большинстве регионов России, наблюдается относительно низкая плотность популяций ценных охотничьих животных, особенно лося, благородного оленя и кабана. Не равномерна по территории и местами низка плотность популяции косули, зайца (беляка и русака), боровой дичи. Неэффективен, в т.ч. из-за некачественных учетных данных, контроль численности хищных животных (волк, рысь, лисица, енотовидная собака) необходимый в охотхозяйственных и санитарных целях. Низкая плотность и продуктивность популяций ценных видов и высокая смертность от незаконной охоты и хищников объясняются рядом причин, среди которых большая доля приходится на ошибочное определение численности и неадекватное квотирование добычи (Глушков и др., 2012; Глушков и др., 2013).
Методы определение численности не всегда согласуются с особенностями биологии животных (Глушков, 2007, 2012), а любительская форма организации учетов, применяемая в настоящее время, создает множество ошибок разнонаправленного действия, не поддающихся идентификации по формальным признакам. В результате таких учётов возникает целый ряд систематических и субъективных ошибок в оценках численности, искажающих представление о реальном состоянии ресурсов и влекущих за собой ошибки в практическом управлении популяциями, в т. ч. в квотировании добычи. Действующий в стране принцип определения квот добычи по расчётной норме требует не только ежегодных точных сведений о численности животных, но и знание изменяющейся величины рождаемости и зимней смертности от различных факторов (браконьерства, хищников, болезней и прочих причин), которыми ни работники охотничьего хозяйства, ни управленческие структуры не располагают (Глушков, 2008). Кроме того, норма добычи животных, в первую очередь видов с логистическим типом роста численности, должна быть согласована не с плотностью популяции, как рекомендовано в приказе МПР № 138 (2010), а со скоростью роста численности, т.е. с параметром, изменяющимся в диаметрально противоположном порядке (Глушков и др., 2012а). Перечисленные недостатки препятствуют осуществлению технологически необходимой обратной связи между состоянием ресурсов и интенсивностью добычи, снижают устойчивость ресурсов к воздействию факторов среды, ослабляют функцию управления популяциями средствами квотирования, способствуют росту браконьерства и снижению эффективности охотпользования. Для правильной постановки дела учета животных и квотирования добычи требуется изменить организацию учётных работ, методы учёта численности и квотирования добычи (Глушков и др., 2012б). Целесообразно все 3 названных аспекта проблемы решать комплексно, в виде «системы мониторинга ресурсов основных видов охотничьих животных и квотирования их добычи».
1. КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕСУРСОВ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ И КВОТИРОВАНИЯ ИХ ДОБЫЧИ
1.1. Общая характеристика нового метода учёта и квотирования. По новой методике учёт проводится осенью, после установления снежного покрова, когда ещё сохраняется летнее (дисперсное) распределение животных на территории, не трансформированное кочевками и миграцией. Это положение имеет важное значение для мониторинга ресурсов мигрирующих животных, в первую очередь лося. В то же время, начало зимы – это время бездорожья, обусловленного не застывшими водоемами, не промерзшим грунтом и не укрытыми снегом, различного рода наземными препятствиями, что, в целом, создает определенные ограничения в использовании транспортных средств. Поэтому окончательного решения по срокам проведения учета, на данном этапе проектирования, не принято. Оно зависит от принятия решения по гос. финансированию учетных работ по новой методике. Важной отличительной чертой нового метода является переход от любительской, общественной формы работ, с использованием большого числа исполнителей – охотников, к профессиональной производственной основе государственного учёта с одним ответственным исполнителем на административный район. Предварительно, намеченными объектами учёта, наряду с визуально наблюдаемыми в процессе учета животными, являются относительные показатели численности или индексы плотности (Коли, 1979). Зарегистрированные и обработанные по новой методике, они обеспечивают высокую точность оценок учета и достаточную функциональность в практических расчетах, в частности, определении квоты сезонной добычи. Выбор универсальных показателей учёта планируется произвести по результатам анализа ранее собранного учетного материала и экспериментальных учётов, которые потребуется провести в рамках производственной проверки. Рассматривается возможность калибровки отдельных индексов или прямого преобразования их в абсолютные показатели.
При определении квоты добычи на предстоящий сезон основой расчета будет служить квота прошедшего сезона, а корректирующим параметром –скорость роста за последние 3 года. Расчёт квоты для района производится по данным государственного учёта, проведенного территориальным специалистом департамента, а квоты по хозяйствам – по данным учетов в хозяйствах. Уверенность в том, что наблюдаемый в предыдущих сезонах характер роста численности сохранится и в следующем сезоне, базируется на устойчивости логистического типа роста численности, свойственного диким копытным и животным ряда других видов, и рассчитанная по новому методу квота добычи. В целом, отличительными чертами новой системы служат: а) государственная, а не общественная форма организации работ, б) измененный период учёта, в) однодневный, без предварительной затирки следов, учёт с использованием транспортных средств, г) изменённые, основанные на возможностях ГИС-технологий, стандартизация и метод прокладки маршрутов, д) основанная на особенностях поведения животных при разных погодных условиях стандартизация времени учёта по фенологическим параметрам, е) новые методики учёта и обработки данных, объекты учёта, способ регистрации.
1.2. Структура новой системы мониторинга и квотирования.
Согласно разрабатываемой институтом концепции (Глушков, 2009, 2011) территориальной единицей новой системы учета и квотирования служит административный район: здесь производятся учёты, рассчитываются оценки и параметры, создаётся база данных (рис. 1.). Оценки и параметры передаются областной структуре, где подвергаются анализу, корректировке, обобщению. Обобщённые данные согласуются с федеральным ведомством, а скорректированные районные квоты передаются территориальным службам.
1.3. Организация учётных работ. В отличие от действующей в настоящее время общественной формы выполнения учетных работ силами охотников-любителей, учет по новой методике проводится государственными региональными органами управления охотничьим хозяйством в лице специалистов территориальной службы регионального Управления (Департамента) природных ресурсов на территории каждого административного района. Время проведения учётов – первая половина зимы, после установления снежного покрова. Во всех районах региона учёт проводится одновременно, в короткий период (3-5 дней), ежегодно на одних и тех же маршрутах, в одни и те же фенологические сроки и при одинаковых погодных условиях. В хозяйствах, не зависимо от государственного учёта, учёты проводятся работниками охотничьих хозяйств.
1.4. Метод учёта. Учёт проводится однократно, в стандартизированных условиях, на постоянных маршрутах, пригодных для проезда на автомашине (снегоходе). Регистрируются: расстояние между объектами учета и населенными пунктами, число встреч животных и их следов, количество особей в каждой встрече, в т.ч. молодых животных. По этим данным рассчитываются 3 индекса плотности и 3 дополнительных индекса, одновременно являющимися расчетными данными для определения плотности и скорости роста. По каждому из 3-х основных индексов будут проведены экспериментальные расчеты величины абсолютной плотности. Для сравнения, будут использованы результаты расчета традиционным методом по формуле А.Н. Формозова. Дополнительно, по всем видам учитываемых охотничьих животных, обитающих в регионе, в том числе видов с колеблющимся типом роста, не подпадающих под основной учёт, определение численности будет дублироваться результатами экспертных оценок и оценок численности в баллах, получаемых методом анкетирования охотников.
1.5. Квотирование добычи производится не по нормам, а по величине наблюдаемой скорости роста популяции, рассчитываемой на начало зимы и за год. Изменение квоты производится не ежегодно: для видов экспонентов (заяц) согласно фазы и скорости роста, по специальной методике, разработка которой предусмотрена в плане дальнейшей работы по теме, а для животных с логистическим типом роста (лось, олень, кабан и др.) –только при наличии устойчивого отклонения численности от линии тренда в течение трёх смежных сезонов. Расчёт квоты для района производится по данным районного специалиста, а квоты по хозяйствам корректируются при необходимости (в пределах общей районной квоты) по данным из хозяйств. Для расчёта квоты не требуется обязательное знание численности (в головах). Достаточно знать исходную численность, квоту предыдущего сезона и годовую скорость роста численности.
1.6. Практические возможности применения нового метода учета. Возможности проведения учёта охотничьих животных по новой методике проверялись на территории 2-х административных районов Курганской области: Кетовского, и Шумихинского в бесснежный период, в сентябре 2008 г., и по снегу в начале декабря 2009 г. Для учётов использовали автомобили УАЗ. Учетной трассой служили многолетние маршруты, используемые работниками хозяйств для охоты и патрулирования угодий. Проблем, связанных с использованием автотранспорта, при учётах не возникло. В Шумихинском районе за 1 день было обследовано 2 маршрута общей протяженностью 84 км. Визуально зарегистрировано 6 лосей и 133 косули. В Кетовском районе на маршруте длиной 37 км учтено 4 лося и 43 косули. По экспертной оценке местных специалистов, результаты по лосю и косуле реально отражали уровень плотности этих животных. Подтвердилась возможность выполнения полного объёма учётных работ на территории административного района за 3-4 дня силами одного экипажа в составе 2-3-х штатных сотрудников на административный район (охотоведа с помощником и водителя). В регионах с высокой лесистостью территории, на стадии внедрения нового метода, предвидятся несколько большие, чем в лесостепных районах, материальные затраты на прокладку учётных маршрутов. Для детальной оценки нового метода требуется финансирование на его производственную проверку и доработку.
2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕТНЫХ РАБОТ
2.1. Основа выборки. Оцениваемой совокупностью является население животных данного административного района, и отдельно – животные, обитающие на территории охотничьих хозяйств данного района. Учёты носят выборочный характер. Обследуемой совокупностью служат животные, обитающие в районе прокладки маршрута. Каждый учетный маршрут должен проходить по угодьям с отличающейся плотностью (страте). Единицей отбора данных служит 500-метровый отрезок учётного маршрута. По мнению В.С. Смирнова (1969) разделение маршрутов на отрезки увеличивает правомерность сравнения данных с другими маршрутами, «поскольку принцип набора типов угодий (по числу отрезков) становится одинаковым». Кроме того, создаётся возможность получения нового учетного показателя – частоты встреч, а также проведения качественной статистической обработки данных учёта, представляемых в виде отдельного результата по каждому из отрезков (Коли, 1979). Вся совокупность таких отрезков на маршрутах государственного учёта в данном административном районе представляет собой основу выборки.
2.2. Цель учётных работ. Цели учёта в рамках НИР следующие: 1) определение средних значений различных индексов плотности и плотности популяции каждого вида животных на территории административного района и его отдельных участков; 2) определение величины прироста (скорости роста) на начало зимы (для видов животных, у которых возрастные различия могут быть определены визуально и по следам); 3) определение годовой скорости роста поголовья учитываемых видов животных (по данным оценок в 2-х смежных сезонах); 4) определение тренда численности, статуса действующей квоты, необходимости её корректировки в хозяйстве, районе, области. На стадии доработки методики, к целям учета отнесены: а) определение статистических свойств (качества) полученных оценок, необходимое для отбора наиболее значимых параметров; б) изучение пригодности отдельных индексов плотности для расчёта абсолютной плотности и численности популяций; в) изучение предпосылок для составления прогноза динамики численности зайца-беляка, боровой дичи, ряда других видов – экспонентов..
2.3. Характеристика объектов регистрации. При учёте на маршрутах оценке численности подлежат 10 видов зверей – лось, благородный олень (с подвидами марал и изюбрь), косуля, кабан, заяц-беляк, заяц-русак, волк, рысь, лисица, енотовидная собака и 2 вида птиц – глухарь и тетерев. Рассматривается целесообразность учёта рябчика и серой куропатки. По данным учётных маршрутов рассчитывается 6 параметров, необходимых для расчета плотности и индексов плотности: расстояние от населённого пункта до первой встречи животного или его следов любой свежести, дистанция между встречами следов и (или) самих животных данного вида, частота встреч животных или следов данного вида по отрезкам маршрута, а также число особей в каждой встрече (коэффициент стадности), количество молодых животных в каждой встрече, дистанция обнаружения (вспугивания). Дополнительным методом определения численности будет служить экспертная оценка численности в баллах по каждому виду, составленная ответственным исполнителем после завершения учётов. Аналогичная оценка рассчитывается по данным массового анкетного опроса охотников района. Описание регистрируемых объектов:
2.3.1. При продвижении по трассе учётного маршрута, на участках от базового (начального) или промежуточных населённых пунктов, регистрируются встречи первого животного или его следов по каждому виду учитываемых животных. Критерием пригодности следов для регистрации служит возможность определения их видовой принадлежности.
2.3.2. «Дистанция между встречами» и «частота встреч». Любое количество обнаруженных животных одного вида или их следов на маршруте в одном месте обозначается понятием «группа» и регистрируется как 1 встреча. Метод обработки данных с использованием даты последнего снегопада и даты учета предполагает необходимость регистрации всех встреченных следов, которые определяются по виду животного, количеству прошедших особей, направлению движения, возрасту в градации сеголеток-взрослый. Критериями единства группы служат одинаковое направление движения, одинаковая свежесть следов, небольшой разрыв (до 15 метров) между ними по линии учётной трассы. В ином случае животные или их следы регистрируются как отдельные встречи. (Параметр «15 м» будет уточняться для каждого вида животных при производственной проверке). Встречи животных или их следов регистрируются с помощью навигатора и журнала на протяжении всего маршрута, отдельно по встречам следов и животных. При обработке данных, по общему числу зарегистрированных встреч на маршруте, вычисляются 2 параметра: «дистанция между встречами» и «частота встреч», на один 500-метровый отрезок маршрута, отдельно по следам и по животным и, как суммы встреч следов и встреч животных на всем маршруте.
2.3.3. «Средний состав группы, или количество животных в одной встрече», называемый иногда показателем стадности: рассчитывается по количеству следов или животных одного вида, находящихся в одном месте одновременно и представляющих собой единую группу. При обработке этих данных рассчитываются средний видовой для данного района индекс плотности «количество животных в группе», а также показатель прироста «доля молодняка в популяции» и параметр «скорость роста популяции на начало зимы».
2.3.4. «Дистанция вспугивания» определяется как расстояние от наблюдателя до животного в момент его бегства (Смирнов, 1974). В данном проекте за дистанцию вспугивания принимается расстояние от транспортного средства до животного или группы животных неожиданно появившихся в поле зрения учётчика, начавших удаление от учётной трассы. Фиксируется угол наклона линии визирования дистанции к оси учетной трассы или отложенное по трассе расстояние между точкой визирования и основанием катета (кратчайшего расстояния до животного), по которым будет рассчитываться кратчайшее расстояние и ширина учетной полосы. Работа по определению дистанции производится с помощью дальномера в разных типах угодий данного района при проведении предварительных работ и при проведении основного учёта. При расчётах предполагается использовать средние значения показателя по каждому виду животных, как в качестве индекса плотности в угодьях данного административного района, так и в качестве показателя «ширина учетной полосы» (как удвоенное кратчайшее расстояние от животного до учетной трассы), необходимого для расчёта абсолютной плотности.
2.3.5. Ширина учетной полосы. Обычно, при учетах животных на трансектах, предпочтение отдается учету на полосе с постоянной шириной, но для учета мало заметных или редко встречающихся животных, особенно в условиях ограниченного обзора, имеется необходимость регистрации всех замеченных животных, поскольку величина статистической ошибки уменьшается с увеличением числа регистраций (Смирнов, 1969; Коли, 1979). Поэтому в данной методике, для регистрации визуально наблюдаемых животных, использована стратегия неопределенной ширины учетной полосы. В практике учета охотничьих животных данная стратегия используется при учете пернатой дичи (Кузякин, 1980). Метод расчета плотности популяции на полосе неопределенной ширины рассмотрен в монографии Г. Коли (1979, с. 71) и заключается в расчете параметров кривой вероятности обнаружения животных на различном расстоянии от трассы маршрута по уравнению Эберхарта (Eberhardt, 1968), построении графика фактического обнаружения животных на разных расстояниях, определении статуса параметров фактического обнаружения и расчете фактической плотности. Уравнения и пример расчета даны в приложении. По опыту учетов в лесной зоне визуальные наблюдения животных на маршруте довольно редки. Основной информацией для расчетов служат следы и другие индексы плотности, для обработки которых не требуется параметр «ширина учетной полосы». Роль визуально зарегистрированных животных в оценке численности и тема ширины учетной полосы будут уточняться и развиваться адекватно уточненной на практике актуальности данного вопроса.
2.3.6. «Класс численности или балл» по каждому из учитываемых на маршруте видов животных определяется районным специалистом – ответственным исполнителем «государственного» учёта, после завершения маршрутных учётов, на основании общего впечатления о численности животных в том числе и в сравнении с численностью в предшествующем году. Оценивается плотность популяции по 5-ти балльной шкале: 1 – «низкая плотность»; 2 – «ниже средней»; 3 – «средняя»; 4 – «выше средней»; 5 – «высокая плотность». Аналогичные данные в виде заполненных охотниками анкет собираются и обрабатываются отдельно. Разработка формы опросной анкеты предусмотрена.
2.4. Способ регистрации объектов учёта.
Учёт проводят 2-3 человека – водитель и 1 или 2 учётчика. Регистрация данных учёта ведётся с помощью навигатора и специального журнала. На постоянно включенном навигаторе пишется трек – трасса маршрута, и одновременно, поставленными вручную точками, с автоматически присваиваемым номером, отмечаются начальный и промежуточные населённые пункты, места встреч объектов учёта. Границы 500-метровых отрезков маршрута отмечаются в автоматическом режиме навигатора не нумерованными точками трека, настроенного для этой цели с интервалом 0,5 км. В журнале, в соответствующей учтённому животному строке, в отдельных графах записываются: № точки, (текущее расстояние по одометру), количество следов или особей в данной встрече, в т.ч. в скобках – сеголетков.
В журнале имеется 5 граф: 1. вид животного; 2. №№ точек мест встреч первого следа или животного (и текущее расстояние); 3. №№ точек текущих встреч следов, количество следов в каждой встрече в т.ч. сеголетков (и текущее расстояние); 4. №№ точек встреч животных, количество животных, в т.ч. сеголетков, в каждой встрече (и текущее расстояние); 5. дополнительные сведения. На этапе эксперимента в графе 5 проставляются результаты замеров дистанции вспугивания. Горизонтальными линиями страница разбивается по видам животных на 10 блоков(по числу видов учитываемых животных плюс блок «прочие виды» с количеством строк в блоках, соответствующим частоте встречаемости животных того или иного вида (табл. 1). Все расстояния между точками регистраций определяются на этапе обработки файлов треков с точками, реализованных на компьютере в языковом формате с помощью специально разработанной программы.
3. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОКЛАДКИ МАРШРУТОВ
Основными параметрами государственного учетного маршрута на территории административного района являются: а) общая протяженность маршрутов, зависящая от заданной точности учета и плотности популяции; б) количество отдельных маршрутов, зависящее от общей протяженности и числа выделенных на территории района зон учета (страт) и лимитируемое физическими возможностями выполнения учета на одном маршруте за 4 часа в течение одного дня и фенологическими условиями, предполагающими минимизацию периода проведения учетных работ; в) протяженность отдельных маршрутов, зависящая от их количества, статуса страты, наличия и состояния дорог, пригодных для прокладки учетной трассы. На основе изложенных зависимостей, предварительно, установлены следующие параметры учетных маршрутов на территории района: общая протяженность – до 350 км, количество маршрутов - до 4, протяженность одного маршрута – до 100 км.
3.1. Стратификация угодий в зонах прокладки учетных трасс.
Планируемая на каждый административный район общая протяженность маршрутов представляет собой компромисс между стоимостью учётных работ и требованиями по погоде и времени суток с одной стороны и величиной допустимой погрешности оценок учёта – с другой. Расчёт величины ошибки данных учёта при разном объёме работ прилагается ниже (табл. 2-5). Согласно этим данным, для получения учетных оценок с погрешностью 20%, протяженность маршрутов по району, при средней плотности популяций основных видов животных, должна составлять около 700 км. Это слишком много, так как противоречит принятым параметрам. Одним из эффективных способов повышения точности учетов и уменьшения объема работ (в данном случае уменьшения общей протяженности учетных маршрутов на территории района) служит разделение территории района на 3-5 участков, внутри которых плотность популяции наиболее важных видов примерно одинакова. Такая процедура называется стратификацией. В зонах с высокой плотностью протяженность маршрута должна быть увеличена, а в зонах с пониженной плотностью – уменьшена. Точность оценки по району возрастает при этом потому, что точность учета в зонах с высокой плотностью заметно увеличивается, а увеличенная ошибка в зоне с низкой плотностью мало влияет на среднюю оценку по району. Иначе говоря, точность оценки становится функцией изменчивости длины учетного маршрута в стратах, а не на территории района в целом. Есть данные, показывающие двукратное повышение точности учета (что говорит о возможности примерно такого же сокращения объема работ) методом стратификации территории, по сравнению с методом случайного распределения выборок (Siniff, Skoog, 1964). Стратификация предполагает наличие предварительных, еще до прокладки учетных трасс, сведений по распределению плотности популяции указанных выше видов животных на территории района хотя бы в виде балльных или экспертных оценок. Протяженность маршрута в каждой зоне (страте) должна быть пропорциональна не площади зоны, а плотности популяции (Коли, 1979).
3.2. Стандартизация условий прокладки учётного маршрута.
Каждый маршрут должен начинаться от районного центра, населённого пункта или центральной базы хозяйства, уходить в угодья в радиальном направлении относительно прямолинейно, и проходить в удалении от других, находящихся по сторонам, населённых пунктов в нескольких километрах. Радиус буферной зоны зависит от плотности популяции лося на данной территории и определяется по уравнению 3.2.1. Выход прямолинейного участка маршрута на другой (промежуточный) населённый пункт допускается не ранее, чем через 10 км. Из промежуточного населённого пункта маршрут, в зависимости от площади и конфигурации угодий, может продолжаться в прямом направлении или поворачивать в сторону под прямым или тупым углом к предыдущему направлению. Прокладка остальной части маршрута должна также соответствовать изложенным выше требованиям к начальному отрезку маршрута.
Принципиальная схема учётных маршрутов в каждом районе разрабатывается на топографической карте с нанесёнными границами приписных хозяйств и ООТ. Сохраняя общий принцип закладки маршрута, часть маршрута должна проходить через угодья охотничьих хозяйств и прочих территорий, находящихся в данной зоне. Предусматривается возможность учёта на дополнительном маршруте (по каждому административному району) на случай необходимости снижения плановой величины погрешности учётов при очень низкой плотности популяции основных видов охотничьих животных.
3.3. Технология прокладки маршрутов.
В рамках установленных выше параметров учетных маршрутов, условий стандартизации их прокладки на местности и данных по стратификации территории каждого административного района, координатором работ разрабатываются карты с принципиальной схемой «государственных» учётных маршрутов в каждом административном районе. Конкретную прокладку каждого маршрута автоматическим методом с помощью ГИС-технологий осуществить не удалось. Поэтому было принято решение использовать ручной и полуавтоматический методы. При ручном методе трассировки маршрута, ответственный исполнитель, в лице территориального сотрудника департамента, в начале на карте, а затем в полевых условиях осуществляет прокладку реальных трасс учёта для проезда на автомашине. Для трассы подбираются неиспользуемые хозяйственные дороги и дороги сезонного пользования самой низкой категории: лесные дороги, лесовозные дороги, дороги-просеки, а также не заросшие лесом лесные лога и отдельные участки долин рек и пустошей, доступные для проезда на транспортных средствах. Проанализирована возможность использования полуавтоматического подбора трассы по принципиальной схеме маршрута. Для реализации этого метода необходима оцифрованная топографическая карта с полным набором всех категорий дорог самого низкого уровня. Прокладка трассы учетного маршрута в направлении, соответствующем принципиальному, осуществляется с использованием инструментов трассировки объектов вдоль существующих на карте дорог соответствующей категории. Использование метода трассировки и дополнительного инструмента «линейка» позволяет оптимизировать трассу по ее протяженности, общей и на отдельных участках, степени охвата территории страты в соответствии с уровнем плотности популяций основных видов животных, а также участков охотпользователей и отдельных типов охотничьих угодий. В том месте, где дорога сворачивает с нужного направления, выбирается подходящий ландшафт (поляна, вырубка, пустошь и т.п.), создается дополнительный линейный объект – перемычка соответствующего типа дороги, с помощью которой делается соединение с другой дорогой, соответствующего для прокладки учетной трассы типа, идущей в нужном направлении. При совпадении планируемого маршрута с
направлением ранее проложенных трасс для целей охоты, допускается включение в учётный маршрут отдельных отрезков охотничьих маршрутов. Проверка соответствия реальных маршрутов проектным производится совместно с исполнителем путём сравнения треков пройденных маршрутов с принципиальной схемой этих маршрутов на компьютере в форматах Map Info или Map Source. Редактирование маршрута, записанного на навигатор производится на компьютере в формате Map Source, с последующим сохранением файла в формате autoCAD, тип файла DXF, пригодном для картографических работ в программе Map Info. В этой программе производится, наряду с редактированием маршрутов, внесение требуемых нагрузок. Каждой 500-метровой отметке присваивается номер, соответствующий расстоянию (км) от исходной точки. Каждому отредактированному маршруту присваивается короткое кодовое название, лучше числовое, состоящее из порядкового номера района в общем списке районов данной области и первых букв названия исходного населенного пункта. На навигатор скидывается файл маршрута. По результатам вторичной корректировки на местности, отредактированный маршрут обсуждается на совместном заседании и утверждается к использованию в учётных работах. К началу учётной работы, маршрут на навигаторе должен быть обозначен названием и иметь координационные нумерованные точки («горячие точки») и точки начального, промежуточных, и конечного, населенных пунктов. На компьютере, файл утверждённого маршрута дополнительно должен иметь нумерацию 500-метровых отрезков по указанному выше принципу.
В натуре, в местах трудно определяемого направления дальнейшего движения, маршрут обозначается специальными вешками и метками, окрашенными светоотражающей краской. На каждый государственный маршрут составляется паспорт, в котором указываются: название, исходный, промежуточные и конечный населенные пункты, общая длина, протяженность прямолинейных (радиальных) отрезков, преобладающий растительный покров на участках между населенными пунктами, протяженность отрезков маршрута, проходящих по угодьям отдельных (название пользователя) пользователей, их доля в общей протяженности данного маршрута. Прилагается электронная форма карты. Стандартизация учётных маршрутов и условий учёта в угодьях охотпользователя осуществляется руководителем хозяйства согласно п.п. 3.1. и 3.2. На рис. 2. показаны буферные зоны, рассчитанные по принятому в данном проекте ограничению прокладки трассы учета не ближе 3-х км от находящихся в стороне населенных пунктов. Этот показатель представляет собой близкую к «средней» величину радиуса антропогенной зоны вокруг населенных пунктов в центральных и южных районах Кировской области. Рисунок приводится для демонстрации характера и масштабов ограничений, возникающих при прокладке учетных трасс. По лосю фактический радиус буферной зоны R в каждом отдельном случае связан с плотностью популяции P уравнением:
P = 10,05 - 0,83 R; (Глушков, 2001), отсюда
R = (10,05 - P) / 0,83, км (3.2.1.)
Реальное значение показателя R по каждому району будет уточнено в процессе учета по показателю «расстояние от населенного пункта до встречи первого следа». Не исключено и то, что коэффициенты уравнения зависимости плотности от «расстояния» будут иметь региональные различия.
Характер размещения буферных зон на территории Кировской области.
Полный текст методики можно скачать здесь.
24 октября 2014 года
Сообщений: 145