Недавно проанализировал текст государственной программы «Развитие туризма в Курганской области» (постановление регионального правительства от 29.12.2023 № 444). Этим документом утверждены стратегические приоритеты в сфере развития туризма в регионе. Обратил внимание на то, что в официальном документе правительства в отношении туроператоров (главных акторов в сфере туризма) декларируется одно, а на практике делается ровно противоположное.
Для начала немного истории вопроса. В период с 1994 по 2014 год Курганская область самостоятельно активно и эффективно продвигалась на международном уровне как перспективный регион Российской Федерации, развивающий международный охотничий туризм. В этот период охотпользователи (туроператоры) Курганской области инвестировали значительные собственные средства в рекламу региона на крупнейших ежегодных международных охотничьих ярмарках Die Hohe Jagd & Fischerei (Зальцбург, Австрия) и Jagd & Hund (Дортмунд, Германия). В этот же период прошла эффективная рекламная кампания в ведущих европейских охотничьих изданиях об охоте в Курганской области. Благодаря этому регион до 2020 года уверенно удерживал лидерство в Российской Федерации по количеству иностранных охотников на сибирскую косулю.
Показателем, характеризующим достижение охотничьего хозяйства нашего региона, является Книга Рекордов «Российские охотничьи трофеи». В категории (типичная форма рогов) «Косуля Западной Сибири» трофей, добытый в 2004 году (Гернот Джехард) уже двадцать лет удерживает первое место в России. В категории (нетипичная форма рогов) трофей, добытый в 2019 году (Анна Попова) пять лет удерживает первое место по России. В двадцатке лучших трофеев косуля Западной Сибири (типичная форма) — 16 трофеев добыто в охотничьих хозяйствах Курганской области. В двадцатке лучших трофеев косуля Западной Сибири (нетипичная форма) — 17 добыто в Курганской области.
Такие выдающиеся результаты — плод многолетней работы специалистов охотничьего хозяйства Курганской области по организации биотехнических мероприятий, охране охотничьих животных, повышения квалификации егерей и проводников, постоянного повышения качества услуг в сфере охотничьего туризма.
В настоящее время охотпользователи — это юридические лица, которые фактически и юридически выполняют функции туроператоров на территории Курганской области в сфере внутреннего и зарубежного туризма. Они параллельно осуществляют три вида экономической деятельности (ОКВЭД):
01.70 «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях.
79.11 «Деятельность туристических агентств»
93.13 «Деятельность в области спорта прочая».
Исходя из специфики перечисленных видов экономической деятельности, туроператоры осуществляют комплексную хозяйственную деятельность, которая подразумевает перераспределение оборотных средств и направление организационных усилий в зависимости от четырёх основных производственных процессов:
1. Круглогодичная охрана объектов охоты;
2. Сезонный учёт объектов охоты;
3. Сезонные биотехнические мероприятия;
4. Сезон охоты (главный производственный процесс);
Сезон охоты — это и есть сезон предоставления услуг в сфере охотничьего туризма, и здесь в последние годы возникли серьёзные проблемы по объективным и субъективным причинам. Начиная с 2020 года, туроператоры Курганской области попали в затруднительное финансовое положение в связи с общими ограничениями в результате эпидемии COVID-19 и дальнейшими отрицательными явлениями в международной обстановке начиная с 2022 года, что привело к снижению доходов по ОКВЭД 79.11 на 50% и более. Это результат объективных причин. Отдельные туроператоры полностью приостановили свою деятельность по въездному туризму на неопределённый срок. Остро встаёт вопрос сохранения подготовленных кадров проводников и менеджеров в сфере охотничьего туризма. В числе субъективных причин усугубляет ситуацию практика запрещения и ограничения охоты в связи с пожарной опасностью, что ожидаемо привело к снижению доходов по всем трём видам деятельности в весенний период на 100%. Есть проблема возникновения пожаров от гроз, есть проблема возникновения пожаров от сельскохозяйственных палов, есть факты возгорания от перехлёста проводов и возникновения очагов возгораний вдоль автомобильных трасс, но нет ни одного факта возникновения пожара по вине охотников. Это проблема существует только в головах некомпетентных управленцев, что порождает серьёзные убытки для отрасли охотничьего хозяйства и сферы охотничьего туризма.
В соответствии с представленными сведениями, в 2023 году в среднем финансовые потери туроператоров при остановке производственного процесса охоты в весенний период составляют от 170 до 380 тысяч рублей. В 2024 году финансовые потери от остановки производственного процесса по отдельным туроператорам достигли 590 тысяч рублей.
В связи с установлением необоснованных сроков весенней охоты на боровую дичь с 1 по 10 апреля ( с равным успехом можно устанавливать с 1 по 10 февраля), туристический потенциал региона по данному направлению полностью аннулирован, что напрямую противоречит следующим декларируемым целям действующей государственной программы:
1. Увеличению уровня загрузки и снижению влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
2. Создания конкурентоспособного туристского продукта Курганской области;
3. Стимулирования спроса и повышения доступности туристского продукта Курганской области на внутреннем и внешнем рынках;
Кроме этого, остановка производственного процесса в охотничьем хозяйстве значительно снижает сумму налогов и сборов, поступающих в бюджеты разных уровней. К сведению: при осуществлении деятельности по ОКВЭД 01.70, которая относится к 32 классу профессионального риска (наивысшему из предусмотренных) охотпользователь (туроператор) обязан перечислять в ФСС максимальную ставку 8,5%, при обычной ставке 3 класса риска: 0,4%.
Для наглядности приведу один показательный пример. В 2023 году только одним туроператором (Каргапольское РООиР) уплачено налогов и сборов на сумму 5 582 770 рублей и произведено продукции в виде мяса диких копытных животных объёмом 55,3 тонны. Дальнейшее наложение порочной практики на усугубление экономической ситуации неминуемо приведёт к сокращению объёмов производимой продукции по ОКВЭД 01.70 и предоставляемых услуг по ОКВЭД 79.11. Соответственно, объёмы платежей по налогам и сборам будут предсказуемо снижаться. Рубим сук, на котором сидим или режем дойную корову?
Используя лексикон текста этой программы, давайте, сформулирую так: исходя из задачи государственного управления по развитию туристского потенциала Курганской области за счёт создания конкурентоспособного туристского продукта в сфере охотничьего туризма, необходимо:
1. Прекратить практику остановки производственных процессов в охотничьем хозяйстве Курганской области, как деструктивный метод, подрывающий экономику туроператоров и снижающий туристический потенциал в сфере охотничьего туризма.
2. Предусмотреть меры поддержки туроператоров — охотпользователей в сфере охотничьего туризма, в рамках реализации государственной программы Курганской области «Развитие туризма в Курганской области».
Есть третий вариант, оставить всё как есть, но конечный результат вполне предсказуем, и разработчикам государственных программ вряд ли понравится.
Комментариев нет.