«Не беспокойся о мелочах. Если имеешь убеждение, то мелочи склонны подчиняться обстоятельствам. Твоим планом может быть следующее. Выбери что-нибудь и назови это началом. Затем иди и стань лицом к началу….»
Карлос Кастанеда, «Сон ведьмы»
Предысторией к этой авантюрной поездке стало банальное желание обновить крови в нашем, Калужском регионе. У многих наших заводчиков аккумулируются одни и те же крови, а варианты близкородственного скрещивания (инбридинга) довольно опасны и не всегда приносят желаемый результат. Мной были проработаны «очаги» разведения русско-европейской лайки и в конце концов предварительная договоренность Республикой Коми была достигнута. За что огромная благодарность, большому любителю русско-европейской лайки- Владимиру Краснову который вызвался быть моим гидом на территории Республики и подготовил мне потрясающую программу пребывания. За право первого выбора мои товарищи решили подарить на Республику щенка от своего лучшего кобеля по который имеет первые дипломы по подсадному медведю и вольерному кабану. Счастливая возможность полететь из-за сильной занятости друзей выпала мне, чем я с огромным удовольствием и воспользовался. Коми как племенной центр разведения РЕЛ меня всегда интересовал. Прежде всего как сильнейших регион по работе вольного медведя, в подтверждение выигранный в 2010 году чемпионат России среди лаек, памяти А.А. Ширинского-Шихматова, в паре по подсадному медведю П-Анкором Краснова и Никой Чемодурова.
ч.Пыж 7332\96
Мне были известны такие замечательные собаки Республики: как ч.Пыж 7332/96 Пазюры - Чемпион 14-й Коми республиканской выставки охотничьих собак 2000 г., Всероссийской выставки «Лайки России» 2001 г., 9 й Всероссийской выставки охотничьих собак 2002 г., ч. Чина 7905/97 Маклакова Д.С. чемпионка 2-й всероссийской выставки РЕЛ в г. Ярославль (2003) ч.Чар 7615/97 Чемодурова, ну и конечно Агат 7904/00 Краснова.
ч. Чина 7905\97
В общем глаза бояться, руки делают…все необходимые разрешения и справки получены, специальный кейс куплен и вот я уже опаздываю на самолет Москва-Сыктывкар в аэропорт Домодедово из-за вечных пробок на железнодорожных переездах. За небольшую доплату все таки регистрируюсь как опоздавший, буквально забегаю в Ту-134 совсем своим не богатым скарбом, устраиваюсь у окна и начинаю читать предложенную мне газету «Молодежь Севера». Через 1,5 часа полета над Великой страной я начинаю понимать, что такое тайга сверху. Тут никаких батареек на Garmin Astro не хватит для того чтобы просто выйти к населенному пункту. Кое-где видны высохшие болота, извилистые реки, вырубки, молодой подрост и конечно отличающиеся по цвету ели и сосны.
Встречает Сыктывкар меня палящим солнцем и +24гр. Цельсия. «Вот тебе и север!» -подумал я.
Сразу к делу- еду выбирать щенков, а потом уже культурная программа- в моем понимании конечно не музеи с театрами, а местный колорит и природа севера. Выбор дался без особых проблем, в этом деле мне помогал Владимир и теперь мы можем отправиться на восток от Сыктывкара в настоящую Коми деревню на берегу реки Локчим, одного из крупных притоков равниной реки Вычегды. Дорога за разговорами об охоте с Владимиром проходит очень быстро и вот мы въезжаем в типичную для тех мест деревушку Четдино. Отмечу необычность Коми домов, они двухэтажные, на первом этаже держат скот, а на втором живут сами. Это связанно с суровыми северными зимами.
На краю деревушки стоит пилорама единственное возможное место для работы. Есть и сельский магазин «Товары повседневного спроса» с максимально узким ассортиментом необходимых товаров, который напомнил мне мое детство. Проводя аналогии с известным в определенных кругах фильмом Тарковского «Счастливые люди» особого счастья я не увидел. Работы нет, ремесел нет. Это и есть суровая правда Русского Севера. Жаль молодежь которая далека от хорошего образования, перспективной работы, спортивных секций и социальных сетей, к слову единственное средство связи – стационарный таксофон который стоит возле магазина.
Наш домик располагается не далеко от разрушенной деревянной церкви, тропинка через огород петляя выходит на реку. За столом веселая компания, все охотники. Вечерние разговоры конечно же о медведях и хариусах еще о местной жизни и местном языке, кстати который очень похож на финский, все от того что он входит в фино-угорскую группу. Мне интересны возможные клички собак, на языке Коми, а то вездесущие Бои, Бимы, Бураны уже порядком надоели. Ведь для русской лайки кличка это важный эстетический аспект который говорит прежде всего о кинологической образованности человека. Кличка должны выражать характер, фенотип, говорить о истории. Для себя на будещее отметил несколько приглянувшихся слов: «Варыш»- ястреб, «Тар»-косач, тетерев, «Ош»-медведь, «Мича»-красивая, «Лымва»- талая вода, «Ухта»- город Коми.
Наконец кульминацией вечера стала баня по «черному» в которой я парился впервые. Как большой любитель русской бани, считаю, что полученное мной удовольствие дополнило мой багаж ощущений весьма существенно. Пар сырой, весьма специфичный, отличный от пара «турецкого». Русская «Черная» баня пахнет дымом, в ней чувствуется какая то вечность, что то старинное, исконно Русское. Не даром пропитанные дымом «черные» бани стоят веками. Вдоволь напарившись мы легли спать, дабы с утра отправиться на рыбалку, выше по течению реки Локчим. Проснулся ночью, за окном светло- белые ночи, погода поменялась, задул северо-восточный ветер, пошел дождь. Пришлось ждать пока распогодится, в принципе надежды поймать хариуса уплыли вместе с мутной дождевой водой. Спиннинги решили не брать, поедем на двух моторках проверять поставленные местными сети. Моя главная задача была поснимать природу, постоянно меняющиеся пейзажи каждого поворота Локчима. С нами были две русско-европейские лайки П-Анкор и его потомок Нарзан, различить их из далека было проблематично. Шли на двух лодках одна Казанка, другая местная, деревянная, на обоих моторы Ветерок-8, течение не сильное, двоих лодка тянет, хотя на глиссер ясное дело не выходит. Дошли в верховье до избы, проверили сети, уловом стал не крупный карась, пару подъязков и небольшая щучка. Стали скатываться обратно, собаки бежали параллельно лодки, то плыли в ней, а то и просто переплывали с одного берега на другой своим ходом. Наснимал много красивых кадров.
Третий день моего пребывания был посвящен местным аборигенным лайкам. Известный эксперт всесоюзной категории Фуртов Д.В. писал- «известно, что родиной русско-европейских лаек является лесная полоса севера европейской части России, основной регион, откуда произошли собаки, Республика Коми. Порода пошла от черно - белого кобеля Музгара, - аборигена вывезенного из села Помоздино, Усть-Куломского района, который имел хорошие рабочие качества и экстерьер с Западно-Сибирской (Хантайской) лайкой Питюх.» К сожалению, в родное село прародителя мы не доехали, но территориально были в деревнях находящихся в ста километрах. Главным нашим интересом были черно-белые аборигенные лайки, которые могли бы быть использованы в качестве племенного материала много лет назад. Хотелось понять, а есть ли они сейчас коми аборигены?! В любой деревне севера есть собаки у которых хвост крючком, уши торчком. Нас интересовал тип русской лайки, колодка, голова и конечно окрас. Кстати по пути попадались и карамистые лайки (или как называют местные «четырех глазые»- один из стандартизированных окрасов восточно-сибирской лайки, черного с белесоватым подпалом на лапах, животе, груди, морде и обязательно со светлыми пятнами, "бровками" над глазами) Это говорит о том, что вряд ли поселок Карам находящийся на верховье таежной реки Ки-ренги Иркутской области является эксклюзивным представителем карамистых лаек, т.к. активно вывозить их стали в 60-х годах с развитием лесной промышленности, однако за долго до этого времени по словам местных на европейском севере существовали лайки такого окраса. Но речь вовсе не о том, а Коми аборигенах черно-белого окраса. Мы с Владимиром посетили несколько деревень расположенных на берегах Вычегды и ее притоков и в каждой мы нашли аборигенных лаек.
В общей массе хочется отметить что, аборигены все же сильно отличаются от современной заводской породы, прежде всего более мощным костяком, колодкой, уши поставлены шире и их основание более широкое. Глаз у наблюдаемых представителей был достаточно темный, не одного светлоглазого не встретили. Хвост аборигены распускают часто, некоторые носят не тугим кольцом, а то и серпом. К сожалению «одежку» оценить не удалось, многие в разлиньке. Крап на передних ногах встречался, но не часто. Охотничьи инстинкты определить на данном этапе практически не возможно, селекции не ведется. Все они спокойно разгуливают по деревням без привязи по соседству с коровами и курами. Так же наблюдал как мимо аборигена пробегала кошка- ноль внимания. Возможно, с годами они остудили свой пыл к домашней скотине, а возможно сейчас и бесполезны в лесу. Известны результаты экспедиции в 60-х годах эксперта Всероссийской категории М. Волкова который с группой единомышленников исследовал более пятисот аборигенных, промысловых лаек Коми и около половины получили оценку экстерьера выше «хорошо». Конечно до столь серьезного исследования требуются ресурсы, но думаю, что много изменилось за прошедшие пол века. Нет уже заготовительных контор, совхозов, родовых угодьев, спроса на пушнину, да охотников очень мало в деревнях, а соответственно нет и народной селекции, а рабочих аборигенных лаек единицы. Остается уповать на заводскую, кровную породу русско-европейская лайка, которая достойно ведется энтузиастами заводчиками и племенным сектором РЕЛ из Республики Коми. Где высоко ценят экстерьер и не забывают про рабочие качества, ценят прежде всего специализацию лаек - медвежатниц, лосятниц и мелочников. А аборигены это всего лишь история любимой породы и ее следует знать….
Комментариев нет.